РОЛЬ САМООЦЕНКИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
В статье рассматриваются некоторые теоретические пробле-
мы самооценки у подростков с церебральным параличом. Ар-
гументируется значение ее уровня у данной категории детей
для организации их полноценного общения с окружающими и
утверждения себя как полноправного члена общества. На ос-
нове результатов экспериментального исследования показаны
особенности самооценки у подростков с различными формами
церебрального паралича. Применение комплекса психодиагно-
стических методик позволило выявить зависимость формиро-
вания адекватной самооценки от выраженности двигательной
недостаточности респондентов с церебральной патологией.
Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реали-
зован в работе школьных и специальных психологов.
1. Российский статистический ежегодник. 2012 год : стат.
сб. М., 2012. 786 с.
2. Работа с семьями, воспитывающими детей с ограни-
ченными возможностями / под ред. Л. И. Железняк.
Ипатов, 2005. 137 с.
3. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского
возраста. СПб., 2012. 816 с.
4. Психология современного подростка / под ред.
Д. И. Фельдштейна. М., 2006. 210 с.
5. Деркач А. А. Самооценка как структурообразующая
процесса акмеологического развития // Мир психоло-
гии. 2005 № 3. С. 139–146.
6. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебраль-
ный паралич : хрестоматия. СПб., 2003. 289 с.
7. Колчина А. Г., Кузьмина Н. В. Особенности формиро-
вания страхов у подростков с церебральным парали-
чом // Психология обучения. 2013. № 9. С. 108-116.
8. Сидоров К. Р. Самооценка, уровень притязаний и
эффективность учебной деятельности старшеклассни-
ков // Вопр. психологии. 2007. № 3. С. 149-157.
9. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. М.,
1996. 352 с.
10. Функции лобных долей мозга / под ред. Е. Д. Холмской,
А. Р. Лурия. М., 1982. 284 с.