ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ И СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ ЕЕ АДАПТИВНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
редставлен анализ характеристик социальной приспособленно-
сти личности и основных копинг-стрессовых стратегий учащихся
старших классов. В результате анализа взаимосвязей стратегий
преодоления трудностей и характеристик социализации обнару-
жено, что у более 65% испытуемых ведущее положение занимают
копинг-поведенческие стратегии, ориентированные, во-первых,
на решение задач, во-вторых, на эмоциональное решение про-
блем. В целом это позитивно влияет на эффекты социализации
детей как с проявлением заболеваний, так и с их отсутствием.
Корреляционный анализ свидетельствует о взаимосвязи страте-
гий преодолевающего поведения и характеристик социализации
личности, позитивном или негативном влиянии копинг-стрессо-
вых стратегий на формирование личности в процессе социали-
зации на ее раннем этапе.
1. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. О. Соци-
альная психология : учеб. пособие. М., 2006. 416 с.
2. Шамионов Р. М. Социальная психология личности:
проблемы и перспективы // Изв. Сарат. ун-та. Нов.
сер. Акмеология образования. Психология развития.
2014. Т. 3, вып 3. С. 236-241.
3. Григорьева М. В. Диахронический подход к иссле-
дованию процессов социально-психологической
адаптации личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер.
Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013.
Т. 13, вып. 1. С. 54-58.
4. Григорьева М. В. Понятийный аппарат психологии
адаптации личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер.
Акмеология образования. Психология развития. 2014.
Т. 3, вып. 3. С. 259-263.
5. Малышев И. В. Взаимосвязь социально-психологи-
ческой адаптации личности и копинг-поведенческих
стратегий учащихся и студентов // Изв. Сарат. ун-та.
Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика.
2012. Т. 12, вып. 3. С. 69-74.
6. Малышев И. В. Социально-психологическая адап-
тация личности и адаптация личности и стратегии
копинг-поведения учителей школ в процессе профес-
сиональной социализации // Изв. Сарат. ун-та. Нов.
сер. Акмеология образования. Психология развития.
2013. Т. 2, вып. 1. С. 30-34.
7. Бочарова Е. Е. Стратегии совладающего поведения
личности различных возрастных групп // Совре-
менные исследования социальных проблем. 2015.
№ 5 (49). С. 580-589. URL: : http://ej.soc-journal.
ru/ (дата обращения: 21 января 2016).
8. Кленова М. А. Влияние психоэмоционального состоя-
ния и личностных характеристик на выбор стратегий
преодолевающего поведения // Психология обучения.
2014. № 11. С. 43-54.
9. Малышев И. В., Абдулаев А. Ш. Особенности ценност-
ных ориентаций и социализации личности в аспекте
ее адаптированности у подростков с ограниченными
возможностями здоровья // Изв. Сарат. ун-та. Нов.
сер. Акмеология образования. Психология развития.
2015. Т. 4, вып. 4. С. 326-333.
10. Тарасова Л. Е. Психологическая помощь подрост-
кам-инвалидам // Социокультурная интеграция и
специальное образование : сб. науч. ст. М., 2015.
С. 333-341. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id= 24404304
(дата обращения: 21.01.2016).