ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
В статье освещены основные структурные составляющие и функции социальной ответ-
ственности студента. Отражена роль вуза как одного из важных социально ответственных
институтов. Раскрыты цели и задачи высшего образовательного учреждения в процессе
формирования социальной ответственности. Проанализированы основные педагогиче-
ские условия, факторы и предпосылки формирования социальной ответственности у сту-
дента. Отмечено особое значение эмоционального фактора в развитии социальной от-
ветственности у молодых людей. Приведены специфические образовательные технологии
(диалогические, игровые), направленные на успешное формирование рассматриваемого
качества; изложены критерии его сформированности. Выделено представление о разви-
тии социальной ответственности как о непрерывном процессе, наиболее интенсивном на
этапе становления личности.
1. Александрова Е. А. Формирование картины мира
ребенка и его педагогическое сопровождение // Изв.
Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология образования.
Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 2. С. 41-43.
2. ГОСТ Р ИСО 26000-2012 Руководство по социаль-
ной ответственности. URL: http://files.stroyinf.ru/
Index/53/53986.htm (дата обращения: 20.05.2015).
3. Минкина Н. А. Воспитание ответственностью : учеб.
пособие. М., 1990. 144 с.
4. Скорбилина Н. И. Ответственность как стержневое
качество личности старшеклассника : сущность,
функции, структура // Психологические условия
формирования ответственности школьников. М.,
1987. С. 48?49.
5. Баканова Е. С. Институциональные основы фор-
мирования социальной ответственности бизнеса в
экономике России : дис. … канд. экон. наук. СПб.,
2007. 156 с.
6. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности.
М., 1999. 312 с.
12. Богданова О. С. Азбука нравственного воспитания /
под ред. И. А. Капра, О. С. Богдановой. М., 1979.
320 с.
7. Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегративный подход к
оценке единой социально-профессиональной компе-
тентности выпускников вузов // Высш. образование
сегодня. 2008. № 5. С. 14?17.
8. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука :
избр. психол. тр. / под ред. А. И. Подольского. Ростов
н/Д, 1999. 330 с.
9. Климов Е. А. Психология профессионала. М. ; Во-
ронеж, 1996. 400 с.
10. Колин К. Человеческий потенциал и социальные
технологии в XXI в. // Вестн. высш. шк. 2003. № 6.
С. 18?25.
11. Кочетова И. Д. Педагогические условия развития
социальной ответственности у студентов высших
учебных заведений : дис. … канд. пед. наук. Хаба-
ровск, 2011. 239 с.
13. Васильев С. Н. Формирование социальной ответ-
ственности у курсантов военного вуза : автореф. дис.
… канд. пед. наук. Кострома, 2006. 22 с.
14. Гладышева И. А. Педагогические условия воспитания
социальной ответственности у студентов негосудар-
ственного вуза : дис. … канд. пед. наук. Кострома,
2006. 226 с.