Izvestiya of Saratov University.

Philosophy. Psychology. Pedagogy

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Full text:
(downloads: 83)
Language: 
Russian
Heading: 
Article type: 
Article

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Autors: 
Baurova Yulia Vladimirovna, Saratov State Technical University
Abstract: 

В статье освещены основные структурные составляющие и функции социальной ответ-
ственности студента. Отражена роль вуза как одного из важных социально ответственных 
институтов. Раскрыты цели и задачи высшего образовательного учреждения в процессе 
формирования  социальной  ответственности.  Проанализированы  основные  педагогиче-
ские условия, факторы и предпосылки формирования социальной ответственности у сту-
дента. Отмечено особое значение эмоционального фактора в развитии социальной от-
ветственности у молодых людей. Приведены специфические образовательные технологии 
(диалогические, игровые), направленные на успешное формирование рассматриваемого 
качества; изложены критерии его сформированности. Выделено представление о разви-
тии социальной ответственности как о непрерывном процессе, наиболее интенсивном на 
этапе становления личности.

Reference: 

1.  Александрова  Е.  А.  Формирование  картины  мира 
ребенка и его педагогическое сопровождение // Изв. 
Сарат.  ун-та.  Нов.  сер.  Акмеология  образования. 
Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 2. С. 41-43.
2.   ГОСТ Р ИСО 26000-2012 Руководство по социаль-
ной  ответственности.  URL:  http://files.stroyinf.ru/
Index/53/53986.htm (дата обращения: 20.05.2015).
3.   Минкина Н. А. Воспитание ответственностью : учеб. 
пособие. М., 1990. 144 с.
4.   Скорбилина Н. И. Ответственность как стержневое 
качество  личности  старшеклассника  :  сущность, 
функции,  структура  //  Психологические  условия 
формирования  ответственности  школьников.  М., 
1987. С. 48?49.
5.   Баканова  Е.  С.  Институциональные  основы  фор-
мирования  социальной  ответственности  бизнеса  в 
экономике России : дис. … канд. экон. наук. СПб., 
2007. 156 с. 
6.   Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности. 
М., 1999. 312 с.
12.  Богданова О. С. Азбука нравственного воспитания / 
под ред. И. А. Капра, О. С. Богдановой. М., 1979. 
320 с. 
7.   Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегративный подход к 
оценке единой социально-профессиональной компе-
тентности выпускников вузов // Высш. образование 
сегодня. 2008. № 5. С. 14?17. 
8.   Гальперин П. Я. Психология как объективная наука : 
избр. психол. тр. / под ред. А. И. Подольского. Ростов 
н/Д, 1999. 330 с. 
9.   Климов Е. А. Психология профессионала. М. ; Во-
ронеж, 1996. 400 с.
10.  Колин  К.  Человеческий  потенциал  и  социальные 
технологии в XXI в. // Вестн. высш. шк. 2003. № 6. 
С. 18?25. 
11.  Кочетова  И.  Д.  Педагогические  условия  развития 
социальной  ответственности  у  студентов  высших 
учебных заведений : дис. … канд. пед. наук. Хаба-
ровск, 2011. 239 с.
13.  Васильев  С.  Н.  Формирование  социальной  ответ-
ственности у курсантов военного вуза : автореф. дис. 
… канд. пед. наук. Кострома, 2006. 22 с. 
14.  Гладышева И. А. Педагогические условия воспитания 
социальной ответственности у студентов негосудар-
ственного вуза : дис. … канд. пед. наук. Кострома, 
2006. 226 с.