РАННЯЯ МЫСЛЬ М. ХАЙДЕГГЕРА О ТЕХНИКЕ: МЕЖДУ КРИТИКОЙ КУЛЬТУРЫ И ГЕРОИЧЕСКИМ РЕАЛИЗМОМ
Статья посвящена рассмотрению концепции техники М. Хайдеггера в статьях и выступлениях ректорского периода (1933/34 г.). Установка Хайдеггера на взаимоотношение техники и природы сравнивается с позициями «критики культуры» (Г. Зиммеля, М. Шелера,Л. Клагеса) и «героического преодоления критики техники», характерного для «реакционных модернистов» (Э. Юнгера, Х. Фрайера и др.). Цель статьи – показать, что Хайдеггер не разделял ни оптимистических взглядов технократов, которые намеревались форсировать рационализацию и ускорить нигилистический процесс «расширения пустыни», ни пессимистической позиции критики культуры, которая стремилась к восстановлению традиционного порядка ценностей и видела в технике демоническую силу. Хайдеггер вполне осознавал ясную альтернативу между «подлинной техникой», кооперирующейся с природой и отвечающей Dasein германского народа, и Machenschaft (манипуляции сущим), приводящей к бездумному производству вещей, эксплуатации природных ресурсов и тем самым ввергающей в опасность всю планету.
1. Bollenbeck G. Eine Geschichte der Kulturkritik. Von
J. J. Rousseau bis G. Anders. Munchen, 2007. 321 S.
2. Simmel G. Philosophie des Geldes. 6. Au? . Berlin, 1958.
XV+ 585 S.
3. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб.,
1999. 231 c.
4. Klages L. Mensch und Erde. 5. Au? . Jena, 1937. 181 S.
5. Herf J. Reactionary Modernism. Technology, culture
and politics in Weimar and the Third Reich. Cam-
bridge ; New York ; Melbourne, 1984. XII +251 S.
6. Sieferle R.-P. Ernst Jungers Versuch einer heroischen
Uberwindung der Technikkritik // Selbstverstandnisse der
Moderne. Hrsg. von G. Figal, R.-P. Sieferle. Stuttgart,
1991. S. 133–173.
7. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. СПб., 2000.
539 c.
8. Михайловский А. В. Значение языка «Рабочего» для
хайдеггеровской критики метафизики // Историко-
философский ежегодник. 2001. М., 2003. С. 218-248.
9. Михайловский А. В. Чего не видел Эрнст Юнгер. Рец.
на: M. Heidegger. Zu Ernst Junger. Gesamtausgabe.
Bd.90 // Ежегодник по феноменологической фило-
софии. М., 2008. № 1. С. 477–491.
10. Heidegger M. Reden und andere Zeugnisse eines Lebens-
wege // Gesamtausgabe. Frankfurt a/M., 2000. Bd.16.
XXI +842 S.
11. Михайловский А.В. Философия техники Ханса Фрай-
ера // Вопр. философии. 2011. № 3. C. 62–79.
12. Heidegger M. Wegmarken // Gesamtausgabe. Frankfurt
a/M., Bd. 9. 1976. X +488 S.
13. Аристотель. Физика // Соч. : в 4 т. М., 1981.Т. 3.
613 с.
14. Losurdo D. Die Gemeinschaft, der Tod, das Abendland.
Heidegger und die Kriegsideologie. Stuttgart ; Weimar,
1995. 290 S.
15. Rohkramer Th. Martin Heidegger, National Socialism,
and Environmentalism // How Green were the Nazis?:
Nature, Environment, and Nation in the Third Reich. Ed.
by F.-J. Bruggemeier, M. Cioc, and T. Zeller. Athens,
2005. P. 171–203.
16. Heidegger M. Uberlegungen II–IV (Schwarze Hefte
1931–1938) // Gesamtausgabe. Frankfurt a/M., 2014.
Bd. 94. VI +536 S.
17. Heidegger M. Einfuhrung in die Metaphysik // Gesamt-
ausgabe. Frankfurt a/M., 1983. Bd.40. X + 234 S.
18. Thoma D. Heidegger und der Nationalsozialismus. In
der Dunkelkammer der Seinsgeschichte // Heidegger-
Handbuch. Leben-Werk-Wirkung. Hrsg. von D. Thoma.
Stuttgart ; Weimar, 2003. S. 141–162.
19. Heidegger M. Seminare// Gesamtausgabe. Frankfurt
a/M., 1986. Bd. 15. 448 S.
Образец для цитирования:
Михайловский А. В. Ранняя мысль М. Хайдеггера о технике : между критикой культуры и героическим реа-
лизмом // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 387–393.
DOI: 10.18500/1819-7671-2016-16-4-387-393.