РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: АНИКИН Д.А., БАРЫШКОВ В.П., БОГАТОВ М.А. И ДР. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ РИСКОЛОГИЮ / ПОД РЕД. ПРОФ. В.Б.УСТЬЯНЦЕВА И М.О.ОРЛОВА
Общество XXI века, как известно, – общество, не лишенное проблем. И во многом эти проблемы связаны с тем уровнем развития, которого оно достигло. Растущие технические возможности человека порождают у него стремление контролировать свою жизнь, сформировать безопасную среду жизнедеятельности с гарантированным будущим, и эти же возможности порождают новые опасности, не существовавшие ранее. В результате мы оказываемся в новом типе общества, сформированном сознанием, ориентированным на выявление рисковых ситуаций – «обществе риска». И исследовать этот новый тип общества призвана рискология – новая наука, ставящая целью проанализировать основные стороны социального бытия человека сквозь призму понятия «риск». Что представляет собой риск? Досадную неопределенность, лишающую технический мир гарантированности и безопасности, или неопределенность бытия человека вообще? Это вызов эпохи, который требуется преодолеть, минимизировав риски, разработав механизмы технологической, психологической и правовой защиты, или фактор бытия, провоцирующий человека на развитие? Н.Луман, Э.Гидденс, У.Бек задали теоретические перспективы рискологии, но, как показывают авторы данной работы, исследование рисков представляет собой, скорее, открытое поле социальных, психологических, экономических и иных проблем. Несомненным достоинством данного учебного пособия является его междисциплинарный характер. Оно написано авторским коллективом, в который входят представители многих научных дисциплин, что позволило осветить различные прикладные аспекты проблемы рисков в современном обществе (право – проф. Г.Н.Комкова, экономика – проф. Т.В.Борисова, психология – проф. Р.М.Шамионов, доц. Е.В.Рягузова, антропология – доц. С.М.Малкина, доц. Д.А.Аникин, анализ техногенных рисков – доц. А.В. Иванов). С другой стороны, в пособии дается теоретико-методологическое обоснование междисциплинарного синтеза (проф. В.Б. Устьянцев), показывается контекст возникновения рискологии как науки (проф. О.Ф. Филимонова), что позволяет сформировать у изучающего данную дисциплину комплексное видение проблем, связанных с анализом рисков. Особенно ценным является то, что в пособии дается не только аналитический срез рискологической проблематики, но вырабатываются практические рекомендации, формулируются стратегии управления рисками (проф. В.П.Барышков, доц. М.О.Орлов, доц. М.А.Богатов, доц. Д.А.Аникин). Удачное сочетание теоретической и практической составляющей позволяет заключить, что учебное пособие «Введение в социальную рискологию» ориентировано на двухуровневую систему образования и может быть использовано как для подготовки студентов бакалавриата, так и для научной работы студентов магистратуры. Следует отметить, что «Введение в социальную рискологию» прекрасно проработано именно как учебное пособие. Учебный материал в пособии логично структурирован и снабжен вспомогательным материалом, способствующим лучшему усвоению: списками литературы, вопросами для самопроверки и логическими заданиями. Данное пособие может быть использовано как при изучении специального курса «Рискология» студентами всех специальностей, особенно социально-гуманитарного профиля, так и при освоении отдельных тем социальной философии, антропологии, психологии, права и экономики.
Нет.