Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


freedom

Соотношение свободы и насилия как одна из основополагающих проблем мысли

Введение. Центральная проблема статьи – способ обращения человека с миром. В качестве горизонтов обращенности предлагается принять свободу и насилие. Постановка проблемы в горизонтах социального как жизненного мира человека предполагает применение онто-герменевтического подхода, совмещенного с историко-философским анализом трудов, посвященных не столько специальному рассмотрению проблем насилия и свободы, сколько прояснению предельных оснований. Теоретический анализ. В работе анализируются понятия «вопрос» (в модусе вопрошания), «свобода», «насилие».

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Целью статьи является представление некоторых результатов ос-
мысления места идеологии в либерально-капиталистическом об-
ществе. Идеология выступает в качестве одного из исторически 
сформировавшихся механизмов социальной организации и са-
моорганизации. Дается описание ее сущности, содержания, со-
циальных функций в непосредственной связи с пониманием сво-
боды личности. Либерально-капиталистическая идеология, для 
которой, согласно средствам массовой информации, характерны 

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ КАК ПОЗНАННОЙ СЛУЧАЙНОСТИ В РАМКАХ ЗАКОНОМЕРНОСТИ: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Свобода в синергетическом смысле определилась как специфический аналог случайности, как фактор, меняющий соотношение эволюционных возможностей системы. Свобода возникает лишь в условиях суперотбора, то есть в условиях контроля со стороны субъекта за многообразием форм отбора, в конечном счете, за ходом социальной эволюции. Проблема статьи частично сводится к позиции, которая вызывает дискуссии о свободе как познанной случайности. Возник новый, более сложный, уровень свободы как познанной случайности, который предполагает и новый уровень ответственности – за отбор.

К ПРОБЛЕМЕ СООТНОШЕНИЯ ИСТИНЫ И ТВОРЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ СВОБОДЫ

В статье рассматривается проблема соотношения истины и творчества. Показано, что интерпретация истины зависит от характера понимания и реализации принципа свободы, усвоение которого является необходимым условием развития творческого потенциала личности.

ИСТИНА-ЖЕНЩИНА: ОПЫТ ГНОСЕОЛОГИЗАЦИИ ЖЕНСКОГО

Статья представляет собой попытку автора переосмыслить философский символ «Истина-Женщина». Истина-Женщина не соблазняет философский ум, расставляя ловушки, и не порабощает его своей принудительностью. Любящая, она оберегает, освобождает и дарит творческое вдохновение тому, кто отвечает ей преданной и жертвенной любовью.

СВОБОДА БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья посвящена принципу свободы как ведущему принципу в русской религиозной философии.

ПРОБЛЕМА ТРАГИЧЕСКОГО В ЭЛЕКТРОННО-ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ФУТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье анализируются возможности трагического как мощно-
го фактора воздействия на духовно-нравственный мир человека
в сфере электронно-виртуальной (компьютерной) реальности
(ЭВР). ЭВР рассматривается как особый вид «мягкой» реаль-
ности, характеризующейся экзистенциально-конструкторской
функцией, дающей человеку возможность реализовать свои по-
тенции.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ КАТЕГОРИИ «СВОБОДА»

Статья посвящена основным аспектам трудности понимания и
исследования философской категории «свобода». Особое внима-
ние уделено языковой особенности формирования этого отвле-
чённого понятия. Кратко представлен анализ основных подходов
к этому понятию. Несмотря на существующее многообразие на-
учной литературы и исследований этого понятия, делается вывод
о необходимости тщательного исследования данной категории
из-за недостатка целостного представления о феномене и во из-
бежание заблуждений в понимании.

К проблеме особенностей экзистенциальной философии Н. А. Бердяева

В статье рассмотрена проблема религиозного характера экзистенциальной философии Н. А. Бердяева. Показано, что понимание собственной философии как экзистенции духа сказалось на характере его осмысления вопроса о свободе. Для философа свобода есть состояние духа, а значит, анализируемая проблема не политическая и не юридическая, а исключительно религиозная. Решая эту задачу, философ прибегает к попытке замены привычной философской терминологии и изменяет ее на религиозно-экзистенциальную для более полной рефлексии свободы.

Демократия в концепциях альтернативных направлений русской философии конца XIX – первой половины XX столетий

В статье осуществляется сравнительный анализ концепций демократии, выдвинутых представителями альтернативных направлений русской философии конца ХIХ – первой половины ХХ столетий. Отмечается развитие идей демократии, обозначенных в древнегреческой философии, мыслителями Нового времени Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье; обращается внимание на выделение двух расходящихся направлений в теоретической разработке демократической формы государственного управления: классического либерального варианта Дж. Локка и революционно-демократического проекта Ж.-Ж.

Страницы