Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Фаритов В. Т. Воля к власти в этногенезе: ницшеанские мотивы евразийской антропологии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 180-185. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-2-180-185, EDN: SHRMPM

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 49)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[141.319.8:39](4/5)+929[Ницше+Гумилев]
EDN: 
SHRMPM

Воля к власти в этногенезе: ницшеанские мотивы евразийской антропологии

Авторы: 
Фаритов Вячеслав Тависович, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова
Аннотация: 

Ведение. В статье предпринята философская реконструкция евразийской антропологии на основе анализа теории этногенеза Л. Н. Гумилева. В концептуальных разработках классика евразийства эксплицируются мотивы ницшеанской антропологии, что позволяет вписать евразийскую концепцию человека в контекст постметафизической философии. Теоретический анализ. Применение методологических принципов и установок философского компаративного анализа позволяет раскрыть параллели между основными понятыми теории этногенеза и базовыми концептами ницшеанской антропологии (воля к власти, сверхчеловек, вечное возвращение). Заключение. Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, согласно которому ключевым моментом как ницшеанской антропологии, так и антропологического учения Л. Н. Гумилева, выступает трансгрессия, понимаемая автором как онтологический горизонт, противоположный трансценденции. В статье обосновывается тезис о том, что конститутивным моментом понимания человека в учении Ф. Ницше и теории Л. Н. Гумилева является отказ от трансценденции и утверждение сугубо трансгрессивного характера человеческого бытия. Также осуществляется переосмысление характера связи ницшеанской антропологии с наследием Античности. Обращение Ницше к Античности спровоцировано ситуацией кризиса европейской метафизики и западного христианства. Обосновывается тезис, что кризис метафизической философии является одновременно основным мотивом обращения евразийцев к Востоку как к принципиально неевропейскому горизонту философской мысли.

Список источников: 
  1. Глухов А. А. Перехлест волны. Политическая логика Платона и постницшеанское преодоление платонизма. М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. 584 с.
  2. Ницше Ф. Сочинения : в 2 т. Т. 2. М. : РИПОЛ КЛАССИК, 1998. 862 с.
  3. Ницше Ф. Полное собрание сочинений : в 13 т. Т. 6. М. : Культурная революция, 2009. 408 с.
  4. Ницше: pro et contra. СПб. : Русский христианский гуманитарный институт, 2001. 1076 с.
  5. Данто А. Ницше как философ. М. : Идея-пресс, 2000. 280 с.
  6. Фаритов В. Т. Онтология трансгрессии. СПб. : Алетейя, 2017. 442 с.
  7. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб. : Азбука, 2013. 672 с.
  8. Хайдеггер М. Ницше : в 2 т. Т. 1. СПб. : Владимир Даль, 2006. 604 с.
  9. Малкина С. М. Постметафизические конфигурации онтологии. Саратов : Издательство Саратовского университета, 2015. 268 с.
  10. Nietzsche F. Gesammelte Werke. Köln : Anaconda Verlag GmbH, 2012. 972 S.
  11. Ницше Ф. Полное собрание сочинений : в 13 т. Т. 4. М. : Культурная революция, 2007. 432 с.
  12. Ницше Ф. Полное собрание сочинений : в 13 т. Т. 9. М. : Культурная революция, 2013. 656 с.
  13. Ницше Ф. Полное собрание сочинений : в 13 т. Т. 8. М. : Культурная революция, 2008. 704 с.
Поступила в редакцию: 
31.12.2023
Принята к публикации: 
02.05.2024
Опубликована: 
28.06.2024