Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Музалевская Ю. Е. Изменение эстетических идеалов под воздействием феномена культа молодости 1920-х годов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 142-146. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-2-142-146, EDN: HAZGOI

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 12)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.7-053.81|192|
EDN: 
HAZGOI

Изменение эстетических идеалов под воздействием феномена культа молодости 1920-х годов

Авторы: 
Музалевская Юлия Евгеньевна, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
Аннотация: 

 Введение. Принцип эстетической трансформации затрагивает не только функционирование моды, но и круг проблем, относящихся к мировоззрению и мировосприятию человека, являющихся актуальными для любого времени. Эстетические проблемы имеют более глубокую подоснову, чем смена образов вестиментарной моды, и лежат в сфере социальной и культурной жизни общества. Теоретический анализ. В отдельные моменты истории обострение социальной и культурной сторон общественной жизни вызывает изменение выработанных веками духовных ценностей, вслед за которыми подвергаются пересмотру и эстетические идеалы. В период 1920-х гг. молодость становится доминирующей в обществе возрастной категорией, появляется культ молодости. Теоретическую основу этого феномена предоставили Т. Парсонс, К. Манхейм, Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга и другие, обосновывая его конфликтом поколений, отсутствием преемственности между ними. Заключение. Предпринята попытка комплексного подхода к анализу целого ряда аспектов социально-культурного характера в определенный временной период, послуживших отправной точкой возникновения культа молодости, что повлекло за собой переоценку эстетических идеалов. Мода чутко отреагировала на него, молодежные образы вдохновили на новые смелые направления и определи ее развитие на десятилетия вперед.

Список источников: 
  1. Хейзинга Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир. СПб. : Издательство Ивана Лимбаха, 2010. 456 с.
  2. Кузнецова Т. В. Диалектика эстетического: универсальное и своеобразное: учебное пособие М. : Издатель А.В. Воробьев, 2022. 244 с.
  3. Манхейм К. Диалог нашего времени. Проблемы молодежи в обществе. М. : Юрист, 1994. 538 с.
  4. Лоренц К. Ц. Оборотная сторона зеркала / пер. с нем.; под ред. А. Гладкого. М. : Республика, 1998. 393 с.
  5. Долгов К. М. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли ХХ века. М. : Искусство,1990. 399 с.
  6. Костюк Е. Б., Музалевская Ю. Е., Ястремский Т. С. Музыка и мода ХХ века: от субкультуры к массовости. СПб. : Нестор-История, 2021. 192 с.
  7. Конен В. Д. Третий пласт. Новые массовые жанры музыки ХХ века. М. : Музыка, 1994. 160 с.
  8. Амирханова С. А. Эстетика джаза: pro и contra // Проблемы музыкальной науки 2008. № 2 (3). С. 177–180.
  9. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / пер. с фр.; вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М. : Издательство им. Сабашниковых, 2003. 512 с.
  10. История женщин на Западе : в 5 т. Т. 5 : Становление культурной идентичности в ХХ столетии / под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро. СПб. : Алетейя, 2015. 622 с.
  11. Barthes R. From Gemstones to Jewellery // The language of fashion. London : Bloomsbury, 2013. pp. 54–59.
  12. Власов В. Г. Ар-Деко Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 8 т. Т. 1. СПб. : ЛИТА, 2000. 864 с.
  13. Хорошилова О. А. Молодые и красивые. Мода двадцатых годов. М. : Этерна, 2016. 416 с.
  14. Липовецкий Ж. Империя эфемерного. Мода и ее судьба в современном обществе / пер. с фр. Ю. Розенберг. М. : Новое литературное обозрение, 2012. 336 с.
Поступила в редакцию: 
24.12.2023
Принята к публикации: 
02.05.2024
Опубликована: 
28.06.2024