Для цитирования:
Шаткин М. А. Агентность цифровых платформ: ценностный подход // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 293-297. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-3-293-297
Агентность цифровых платформ: ценностный подход
Предлагаемая статья – первая часть исследования социальной агентности цифровых платформ через призму ценностного подхода. Специфика социальной реальности платформ заключается в их зависимости от генерации пользователями контента, в силу чего основной ценностью для платформ является продуктивность пользователей, а содержанием агентности платформ – удержание пользователей в роли производителей контента. Направленная на реализацию данной ценности, агентность платформ выражается в стратегии нарративизации, в направленности платформ на удержание пользователей в роли «рассказчиков историй» как наиболее успешно потребляемого контента. При этом механизмы краткосрочных историй и прямыхэфиров обеспечивают дополнительную ценность контенту. В краткосрочной перспективе эта стратегия может привести к созданию ботов, способныхгенерировать увлекательные для пользователей мультимедийные истории и обеспечить самодостаточность платформы. В долгосрочной перспективе эта стратегия трансформирует представление о социальности, которая сводится к нарративной продуктивности, конечная цель которой – формирование материала для обучения искусственного интеллекта, целью которого может стать создание метанарратива, раскрывающего ценность продуктивности каждого индивидуального пользователя. Научный вклад данной статьи включает раскрытие содержания понятия агентности платформы, использование ценностного подхода и анализ феномена нарративизации внутриплатформенного контента.
- The Network Society: A Cross-Cultural Perspective / ed. by M. Castells. North Hampton, MA : Edgar Elgar, 2004. 464 p.
- Van Dijck J., Poell T., De Waal M. The platform society: Public values in a connective world. Oxford University Press, 2018. 240 p.
- Cusumano M. A., Gawer A., Yoffi e D. B. The Business of Platforms: Strategy in the Age of Digital Competition, Innovation and Power. Harper Business, 2019. 320 p.
- Tabares R. HTML5 and the evolution of HTML; tracing the origins of digital platforms // Technology in Society. 2021. Vol. 65. https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2021.101529
- Van Es K., Poell T. Platform Imaginaries and Dutch Public Service Media // Social Media + Society. 2020. Vol. 6, iss. 2. https://doi.org/10.1177/2056305120933289
- Petre C., Duffy B. E., Hund E. “Gaming the System”: Platform Paternalism and the Politics of Algorithmic Visibility // Social Media+Society. 2019. Vol. 5, iss. 4. https://doi.org/10.1177/2056305119879995
- Murdock G. Reclaiming digital space. From commercial enclosure to the broadcast commons // Public service media in the networked society / ed. by G. F. Lowe, H. Van den Bulck, K. Donders. Gothenburg : Nordicom, 2018. P. 4–58.
- Bruner J. Actual Minds, Possible Worlds. Harvard University Press, 1987. 222 p.