Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


синтез

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДМЕТА И МЕТОДОЛОГИИ ТЕОЛОГИИ В ВУЗАХ РФ

В статье исследуется проблема предмета и методологии препо-
давания теологии в современных российских светских высших 
учебных  заведениях.  Автор  раскрывает  основное  содержание 
дискуссии среди ученых по этому вопросу и приводит аргументы 
полемизирующих сторон. По его мнению, для введения предмета 
теология имеется основание на уровне исторического междуна-
родного опыта и дореволюционной традиции университетского 
образования в России. Им анализируются материалы обсужде-

Россия и Запад: диалектика взаимодействия культур и противостояния мифологий

Авторы исходят из положения, согласно которому постиндустриальное общество разделено на элиту и массу (З. Бауман, П. Вирилио). Элита экстерриториальна и мобильна; массы территориально ограничены и их перемещения – это либо туризм, либо трудовая миграция. В культурном отношении элиты склонны взаимодействовать более между собой, чем со своими народами. Массы, с одной стороны, используют в жизни объекты «других» культур, но с другой – противостоят друг другу на уровне мифологий.

Антиномия любви и страдания в религиозной философии С. Л. Франка

В статье исследуется суть антиномии любви и страдания. В рамках рассматриваемой проблемы значимыми оказались сочинения русского религиозного философа С. Л. Франка. Осуществляется анализ смыслового содержания любви и страдания, что стало возможным при рассмотрении концепции метафизики всеединства мыслителя. В ходе изучения поставленной проблемы обнаружился аспект противоречия между выделенными явлениями, который основан на положительной и отрицательной оценке осмысления данных ощущений.

Синтез любви и страдания в философии С. Л. Франка

В статье рассматривается понятие синтеза в переживании любви и страдания. В контексте исследования проблемы значимыми оказались труды русского религиозного философа С. Л. Франка. Анализируется понятие «синтез» в рамках концепции метафизики всеединства мыслителя. Концептуальное значение синтеза определяется в соотношении антиномичных частей бытия. Устанавливается, что любовь и страдание – противоположные по смыслу чувства. Раскрывается значение каждого из указанных ощущений. Любовь представляется категориями «признания» и «обладания».

О ГРАНИЦАХ ПРИМЕНИМОСТИ ПРОЦЕДУР ОБОБЩЕНИЯ: КРИТИКА СТОРОННИКОВ «НАИВНОЙ» ЭПИСТЕМОЛОГИИ

В статье предпринимается критика одной из догм «наивной» эпистемологии, согласно которой процедуры обобщения ведут к появлению и росту «нового» знания, но принятие которой, как показывает логический анализ, ведет к появлению серии парадоксов.