Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


социально-психологическая адаптация

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА АДАПТАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ

В  статье  представлены  результаты  социально-психологического  исследования  адапта-
ционной активности казахских и русских старшеклассников. Социально-психологическая 
адаптация рассматривается как постоянный активный процесс приспособления и измене-
ния личности во взаимодействии с окружающим миром. Анализируется основной резуль-
тат адаптационного процесса – субъективное благополучие личности. Рассматривается 
этнопсихологическая специфика взаимосвязи адаптации и субъективного благополучия.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТОВ-ПЯТИКЛАССНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В КАДЕТСКОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

Статья  содержит  результаты  анализа  социально-психологи-
ческих  особенностей  адаптации  кадетов-пятиклассников  к 
условиям  жизнедеятельности  в  кадетской  школе-интернате. 
Автор  рассматривает  факторы,  обусловливающие  трудности 
адаптации  кадетов-пятиклассников,  а  также  приводит  крите-
рии  ее  успешности.  Представлены  результаты  диагностики 
эмоционально-личностной  сферы  учащихся  по  показателям 
субъективного  эмоционального  состояния,  уровня  школьной 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЖИ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Статья посвящена исследованию особенностей понимания и использования лжи в адаптивном поведении современной студенческой молодежи. Проанализирован ряд социальнопсихологических характеристик испытуемых в зависимости от уровня адаптированности. Установлена и эмпирически доказана взаимозависимость между представлениями студентов о лжи, уровнем их адаптированности, предпочитаемыми стратегиями поведения в межличностных отношениях, а также степенью развития эмпатийных и макиавеллистических тенденций.

СУБЪЕКТНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И УСПЕШНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ВЕДУЩИХ ТЕОРИЙ ЛИЧНОСТИ

В контексте теорий личности А. Адлера, Г.С. Салливана, А. Маслоу, К. Роджерса и А. Бандуры выявляется система условий, значимых для профессиональной успешности субъекта научнопедагогической деятельности, анализируются представления «успешных» и «неуспешных» преподавателей высшей школы о факторах, необходимых для достижения профессионализма, рассматривается их обусловленность деятельностью подсистем психики в соответствии с функциональной моделью психики личности, разработанной Р.Х. Тугушевым

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ И СКЛОННОСТЬ К РИСКУ

В статье обсуждаются результаты анализа места и роли риска в системе социально-психологической адаптации представителей молодого поколения. Изучена структура социально-психологической адаптации во взаимодействии с готовностью и склонностью к риску.

Социально-психологическая адаптация индийских студентов в российском вузе

Во введении отмечается рост образовательной миграции и актуальность создания условий для успешной социально-психологической адаптации иностранных студентов в России. Теоретический анализ выявляет современные проблемы адаптации иностранных студентов в разных странах. Среди различных форм работы с иностранными студентами выделяется групповое культурно-сензитивное консультирование, способное помочь актуализировать адаптационные ресурсы личности за счет погружения в социо-культурную среду страны образовательной миграции.