Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


информационное общество

ПРОБЛЕМЫ ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

В статье затронуты вопросы операционализации понятий, определяющих специфику как современного зарубежного, так и отечественного общества. Дан обзор дискуссионных положений употребления в российской научной литературе таких понятий, как постмодернизм, общество потребления, постиндустриальное общество и т.д., а также делается попытка операционализации этих понятий для изучения российского общества. Современное российское общество обозначается в терминах постисторического, сетевого либо информационного, общества постмодерна и т.п.

ТРАНСГУМАНИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЯ НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА

Статья посвящена анализу влияния ценностей информационного 
общества на формирование нового социального порядка. Новый 
социальный  порядок  ориентирован  на  идеалы  трансгуманизма 
и преследует своей целью создание постчеловечества. Кибер-
нетическое бессмертие, а не естественное продолжение рода, 
является главной целью информатизации общества. Возникает 
новая система социальных ценностей, основанная на владении 
средствами, технологиями и каналами информатизации. Все вы-

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ЗАЩИТА ОТ ГЕНДЕРНОЙ ДИСФОРИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Статья посвящена анализу влияния идеологии трансгуманизма на гендерную самоидентификацию. Ценности трансгуманизма весьма успешно институционализируются в современном, особенно западном, обществе, и данный процесс таит в себе се- рьезную угроз для бытия человека. В процессе анализа данного феномена автор приходит к выводу, что итогом такой институционализации нередко становится гендерная дисфория, когда человек не может полностью принять свой гендерный статус мужчины или женщины.

ЗНАНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Cтатья посвящена знанию и информации с точки зрения их влияния на человеческую жизнь и роли в современном мире. Рассма- триваются различные подходы к пониманию знания и информации, разграничиваются понятия «информационное общество» и «общество знаний». Приводится мнение, что псевдознания являются ступенью к появлению фундаментального знания и они же являются частью его становления. Человек в современную эпоху получает огромное количество информации, что приводит его к «информационному шоку».

Субъектные основы виртуализации социальной реальности в информационном обществе

Статья посвящена рассмотрению детерминирующей роли виртуальной реальности по отношению к современному социуму. В качестве исходной позиции автором принимается позитивное понимание виртуальных процессов, способных стать инструментом развития социальной системы. Утверждается тенденция виртуализации классических социальных институтов. Рассматривается история понятия «виртуальная реальность»: от средневековых подходов до отечественной виртуалистики. Виртуальная реальность признается многослойным образованием, которое не сводится лишь к цифровой ее модели.

Клиповое мышление в контексте образовательных практик: социально-философский анализ

В статье анализируется клиповое мышление как феномен информационного общества. Цель – определить степень влияния глобальной компьютеризации на качество образовательного процесса и выявить оптимальные способы задействования клипового мышления в нем. Зависимость человека от информационных гаджетов влияет на его аналитические способности, в результате чего он перестает глобально мыслить и анализировать большие объемы важной информации.

Топосы современного социума: рефлексия путей информатизации

В целевую программу авторского подхода, изложенного в статье, входит исследование методологических функций концептов-топосов, способных раскрыть суть изменений в жизненном пространстве социума, изменений, вызванных нарастающим воздействием Интернета. Основные этапы информатизации современного общества представлены в статье топосами позднего индустриализма и информационными топосами постиндустриализма, сложившимися в эпоху «пост».

Генезис проблемы формирования цифровой межкультурной компетентности в период с 1970-х до начала 2000-х гг.

Анализ трудов по проблемам педагогики профессионального образования позволил выделить кризисные точки в ее развитии, связанные, прежде всего, с несоответствием содержания образовательных результатов требованиям работодателей и приоритетам государственной политики в области цифровизации и инноваций. Формирование ключевых компетенций работников стало одним из приоритетных условий создания и эффективного функционирования инновационной экономики Российского государства.

Информационно-коммуникационные технологии в контексте современного развития общества

Введение. Постоянное использование в повседневном бытии технических устройств повышает риски возникновения и осуществления коммуникационных стратегий поведения, негативно влияющих на взаимоотношения человека и окружающего мира, способность восприятия информации, формирование умения межличностного общения, способность бесконфликтного взаимодействия в формате офлайн. Новейшие коммуникационные технологии, с одной стороны, обеспечивают комфортные условия жизнедеятельности, с другой – обусловливают ряд проблем. Теоретический анализ.