Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


феноменология

Душа как субстанция личности: феноменологическое pro et contra

Введение. В статье раскрываются некоторые методологические аспекты феноменологической дискуссии о личностном субъекте. Спор обусловлен реалистическими тенденциями в феноменологии, согласно которым совокупность свойств вещи позволяет утверждать наличие их онтологического основания, заключенного в сущности вещи. В случае с человеком таким онтологическим основанием выступает душа, которая определяет базовые характеристики личности, существующие до всякого конституирования. Теоретический анализ.

ФАНЕРОСКОПИЯ Ч. С. ПИРСА VERSUS ФЕНОМЕНОЛОГИЯ Э. ГУССЕРЛЯ

В статье анализируется фанероскопия Ч. С. Пирса (1839–1914) 
в перспективе феноменологического учения Э. Гуссерля (1859–
1938).  Через  рассмотрение  категорий  предикативности  Пирса 
и актуализацию категорий в теории знаков и логике релятивов 
ставится  вопрос,  возможно  ли  назвать  Пирса  феноменологом. 
Оценивается влияние его категориального учения на современ-
ную аналитическую философию.

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПОНЯТИЮ «ОБРАЗ»

В статье анализируются история понятия «образ» и разные под-
ходы к использованию этого понятия в современной науке. На 
основе  этого  формулируется  определение  понятия  «образ»  в 
рамках интегративного подхода. В связи с особенностями совре-
менной цивилизации подчеркивается актуальность данного под-
хода. Основой подхода является феноменология – философия 
Э. Гуссерля. Инструментарий феноменологии – феноменологи-
ческая редукция – позволяет выделить разные уровни образов. 

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ МАКСА ШЕЛЕРА: ПОЛИТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Статья  посвящена  анализу  политических,  этических  и  педаго-
гических  оснований  бытия  человека  в  социальной  философии 
М. Шелера. Являясь по своей сути антропологической, эта фило-
софия  направлена  на  историческое  восприятие  европейского 
общества  в  его  социально-феноменологическом  измерении. 
Понятия «человек», «жизнь», «политика», «война», «образование»  
раскрывают социально-политические истоки антропологического 
поворота Шелера в философии. Речь идет о необходимости рас-

ПРОБЛЕМА ВРЕМЕНИ АНТРОПОГЕНЕЗА: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД

Статья  посвящена  осмыслению  феноменологического  понима-
ния времени как антропогенетической категории. Показывается, 
что  субъективное  время  не  изменяет  формы  опыта  человека. 
Феноменологическая  структура  времени  идентифицирует  че-
ловеческое бытие, сохраняя его целостность. Время сохраняет 
форму изначальности и ее основных структур, интенций воспри-
ятия, памяти, мышления. Указывается на абсолютную синтетич-
ность формы времени, позволяющую говорить об ее отсутствии. 

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ

В статье предпринимается попытка осмыслить мир человека философским методом феноменологии. Речь идёт о единстве феноменологии и философии жизни в их онтологическом осмыслении. Такой подход оказывается необходимым для определения человеком своего места в мире, для осознания жизненных процессов, для определения ценностей и ориентиров. Мерилом всех вещей призвана стать концепция «жизненного мира» Э. Гуссерля, которая раскрывается через противопоставление с «миром объективной науки».

ВЛИЯНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ Э. ГУССЕРЛЯ НА ОНТОПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ А. МЕНЕГЕТТИ

В статье представлена попытка воссоздать логику восприятия наследия феноменологической философии Э. Гуссерля создателем онтопсихологической теории А. Менегетти. Подчеркивается значимость критики психологизма Э. Гуссерлем для последующего развития психологии и философии. Рассматривается специфика понимания картезианской пробле- мы соотношения сознания и существования человека в онтопсихологии и феноменологии.

ФИЛОСОФСКАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ: ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ

В статье автор рассматривает проблему формирования методологии феноменологии религии под влиянием феноменологии Э. Гуссерля. Феноменология религии формируется на основании некоторых главных позициях и особенностях, характеризующих философскую феноменологию: феноменологическую редукцию, интенциональность, объективное сознание и сознание, снимающее оппозицию субъективное ? объективное, интуитивное познание, внеисторичность сознания. М. Шелер ? один из главных представителей феноменологии религии.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ГЕНЕАЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Статья посвящена анализу взаимосвязи методов феноменологии и генеалогии для выявления истоков педагогического творчества. Сближение познания с родовой памятью, с искусством и поэзией, с мифом и символом позволяют преодолеть разрыв культурных связей между поколениями и вернуть педагогике подлинно творческий характер

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Статья посвящена анализу феноменологии как метода исследования педагогического творчества, направленного на поиск его истоков и естественной почвы существования. Речь идет о додискурсивных практиках воспитания, что делает возможным проникновение в исходный опыт бытия, сближая феноменологию с генеалогическим подходом и деструкцией. Исходное понятие содержательного определения педагогического творчества ? человечность - рассматривается через связь феноменов социальности и телесности

Страницы