Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Литвякова Л. А. Свобода в условиях российского общества потребления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2019. Т. 19, вып. 4. С. 371-376. DOI: 10.18500/1819-7671-2019-19-4-371-376

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 12)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.344.5

Свобода в условиях российского общества потребления

Авторы: 
Литвякова Лариса Александровна, Иркутский государственный университет
Аннотация: 

В статье рассмотриваются явления свободы в условиях современного российского общества потребления. Актуальность данной проблемы выражается в замене понимания смысла свободы как свободы «для» пониманием, которое включает в себя трактовку, связанную с таким явлением, как потребительство, что не позволяет воспринимать ее как подлинную всеобщую свободу. Различные философские концепции современности направлены именно на критику потребления как атрибута посткапиталистического общества. Цель статьи состоит в анализе на основе различных теоретических данных современных глобальных процессов, влияющих на характер общественного сознания, что определяется заменой сложившихся ценностей в пользу потребительства как неотъемлемого элемента «свободы» в ее современном общественном восприятии. В связи с этим необходимо заметить, что современный смысл свободы определяется индивидуалистическими тенденциями в обществе, на основе чего можно сделать вывод, согласно которому такая свобода понимается как «иллюзорная», поскольку обусловлена всей системой капиталистического общества, где производство не является основной составляющей реализации подлинной коллективной свободы, позволяющей раскрыть человеческие возможности с помощью реализации своего труда как фактора развития не только индивида, но и общества. Главную роль в социально-экономической системе общества теперь играет рынок, направленный на все большее увеличение капитала посредством увеличения потребления среди населения, формирования массовой потребительской культуры, которая ограничивает степень подлинной свободы. Таким образом, новизна исследования может выражаться в выявлении необходимости перехода от материальных к коллективным ценностям, основанным на нравственности и становящимся основой для высших потребностей, направленных на интересы всего общества. Выразителем этих идей должен стать устойчивый средний класс, играющий важную роль в экономической системе. Тенденция его формирования объясняется вызовом времени, характеризуемым угрозой гегемонии капитализма на постсоветском пространстве, что не дает шансов на установление свободного, справедливого и благополучного общества в России.

Список источников: 

1. Джохадзе И. Массовое общество и демократический тоталитаризм : свобода без выбора // Логос. 2005. № 5 (50). С. 65–178.

2. Ильин А. Н. Культура общества массового потребления : критическое осмысление. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2014. 208 с.

3. Воробьев Г. А. Энтропийные процессы в российском обществе в свете социально-философской рефлексии : ценностное измерение // Гуманитарий Юга России. 2017. № 3, т. 6. С. 58–68.

4. Яницкий О. Н. Россия как «общество риска» : контуры теории // Россия трансформирующееся общество. М. : Канон-пресс-ц, 2001. C. 21–44.

5. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М. : ООО «Издательство АСТ», 2002. 509 с.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 8. М. : Государственное издательство политической литературы, 1957. 705 с.

7. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры» / пер. с фр. Е. А. Самарской. М. : Республика ; Культурная революция, 2006. 269 с.

8. Заболотнов А. Ю. Общество потребления в современной России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 9. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/09/5901 (дата обращения: 6.03.2018).

9. Мартьянов В. С. Шанс для России : выйти из общества потребления // Прогнозис. 2008. № 2. С. 321–342.

10. Мирошина Е. Ю. Общество потребления : критика и пути преображения // Изв. Тульск. гос. ун-та. 2017. № 2. С. 105–112.

11. Семененко В. В. От общества потребления к обществу развития // Российские регионы в фокусе перемен : X междунар. конф. : сб. докл. Екатеринбург : Изд-во УМЦ УПИ, 2016. С. 160–164.