Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Абрамова И. Е., Шишмолина Е. П. Мотивация студентов гуманитарных специальностей к изучению иностранных языков: изменения и тенденции // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 97-101. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-1-97-101, EDN: BUVDPE

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 29)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[378.015.3:811](470.22-25)
EDN: 
BUVDPE

Мотивация студентов гуманитарных специальностей к изучению иностранных языков: изменения и тенденции

Авторы: 
Абрамова Ирина Евгеньевна, Петрозаводский государственный университет
Шишмолина Елена Петровна, Петрозаводский государственный университет
Аннотация: 

Введение. В обучении россиян иностранным языкам наметилась тенденция к снижению мотивации изучать европейские языки из-за изменения геополитической ситуации. Цель статьи – проанализировать динамику изменения мотивации к изучению английского языка студентами гуманитарных специальностей Петрозаводского государственного университета с 2019 по 2022 г. Теоретический анализ. Сравнительный анализ российских и зарубежных исследований показывает, что низкая мотивация к обучению препятствует достижению высоких результатов. На мотивационную сферу оказывают влияние ряд объективных и субъективных факторов: специальность, возраст, пол, среда обучения, учебная программа университета. Эмпирический анализ. Проведенное исследование позволило выявить две разные тенденции. Если будущие историки, политологи, социальные работники не снизили свой интерес к изучению английского языка с целью самообразования и самореализации, то среди обучающихся специальности «Туризм» зафиксировано снижение мотивации, вызванное сокращением возможностей применения английского языка в своей профессиональной деятельности в ближайшем будущем. Заключение. Формулируется вывод согласно которому задачи стимулирования интереса к изучению европейских языков среди студентов российских вузов и поиск новых нестандартных методик иноязычного обучения не теряют своей актуальности.

Список источников: 
  1. Мишина В. Don’t speak: работодатели снизили интерес к носителям европейских языков // Известия. URL: https://iz.ru/1457293/valeriia-mishina/dont-speakrabotodateli-snizili-interes-k-nositeliam-evropeiskikh-iazykov?ysclid=lh5qv2zdvh701318070 (дата обращения: 10.04.2023).
  2. Россияне передумали учить иностранные языки: курсов и школ станет меньше // Московский комсомолец. URL: https://www.mk.ru/social/2022/04/26/rossiyaneperedumali-uchit-inostrannye-yazyki-kursov-i-shkolstanet-menshe.html?ysclid=lh5qvqztlf996468300 (дата обращения: 10.04.2023).
  3. Хабибуллина А. Нерабочие моменты: как больше читать и выучить иностранный язык в 2023 году // Известия. URL: https://iz.ru/1448363/aigul-khabibullina/nerabochie-momenty-kak-bolshe-chitat-i-vyuchitinostrannyi-iazyk-v-2023-godu (дата обращения: 10.04.2023).
  4. Ларьяновский А. Английский не нужен: как обманывают себя россияне, когда начинают учить // Forbs. URL: https://www.forbes.ru/billionaire-school/400959-angliyskiy-ne-nuzhen-kak-obmanyvayut-sebya-rossiyane-kogda-nachinayut?ysclid=lh5qwlytnq945255697 (дата обращения: 10.04.2023).
  5. Setiyadi A. B., Mahpul M., Wicaksono B. A. Exploring motivational orientations of English as foreign language (EFL) learners: A case study in Indonesia // South African Journal of Education. 2019. Vol. 39, № 1. P. 1–12. https://doi.org/10.15700/saje.v39n1a1500
  6. Busse V. Plurilingualism in Europe: Exploring attitudes toward English and other European languages among adolescents in Bulgaria, Germany, the Netherlands, and Spain // Modern Language Journal. 2017. № 101, iss. 3. P. 566–582. https://doi.org/10.1111/modl.12415
  7. Babelyuk O., Koliasa O., Lopushanskyy V., Smaglii V., Yukhymets S. Psychological difficulties during the covid lockdown: Video in blended digital teaching Language, Literature, and Culture // Arab World English Journal. 2021. № 4. P. 172–182. https://doi.org/10.24093/awej/covid.13
  8. Chernova O. E., Litvinov A. V., Gorbunova L. N., Telezhko I. V., Nizamutdinova S. M. Development of sportsman students’ autonomy in the educational environment of electronic information and foreign language teachers’ readiness to this process // Journal of Human Sport and Exercise. 2021. № 16. С. 1227–1243. https://doi.org/10.14198/jhse.2021.16.Proc3.39
  9. Navarro-Guzmán J. I., Romero-Alfaro E., MenachoJiménez I., Aragón-Mendizábal E. Teaching psychology at university using the content and language integrated learning (CLIL) approach // Porta Linguarum Revista Interuniversitaria de Didáctica de las Lenguas Extranjeras. 2021. № 35. С. 77–91. https://doi.org/10.30827/portalin.v0i35.16858
  10. Станкович Д. Ф. Формирование положительной мотивации учения студентов консерватории посредством просветительских проектов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 350–354. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-3-350-354
  11. Smyth A. M., Manzanares N. G., Fernandez-Munoz J. J. Anxiety and personality as indicators of academic performance in university Foreign Language classrooms // Porta Linguarum Revista Interuniversitaria de Didáctica de las Lenguas Extranjeras. 2021. № 36. P. 27–42. https://doi.org/10.30827/portalin.v0i36.15376
  12. Мотивация учебной деятельности: уровни и типы (разработка И. С. Домбровской). URL: https://www.psyoffice.ru/3-2-praktikum-00458.htm (дата обращения: 10.04.2023).
  13. Yan C. M., He C. J. Why do final-year student teachers skip classes? A Chinese perspective // Compare-A Journal of Comparative and International Education. 2019. Vol. 49, iss. 1. С. 81–97. https://doi.org/10.1080/03057925.2017.1385389
Поступила в редакцию: 
13.04.2023
Принята к публикации: 
12.01.2024
Опубликована: 
29.03.2024