социальная память

Социальная онтология культуры в зеркале антропологической рефлексии

Статья посвящена социально-онтологическому анализу культуры в ее антропологической рефлексии. Проблемное поле онтологии культуры изначально включает в себя процесс антропосоциокультурогенеза. Речь идет о рассмотрении происхождения человеческого общества и культуры сравнительно-историческим методом генеалогии, направленным на выявление истоков и начал человеческого бытия. Рассматривается специфика философского метода генеалогии Фридриха Ницше. Раскрывается сложность и многоаспектность проблемы антропогенеза на примере архаической культуры.

Социальная память в жизненном пространстве социума

В статье обсуждаются современные проблемы наследования и восприятия прошлого с позиций категориального аппарата социальной философии. Концептуальные основания анализа связаны с осмыслением эвристических возможностей концептов «социальное пространство», «жизненное пространство». При анализе онтологии социального пространства следует учитывать три вида пространственных связей: институциональные, пространственно-стратификационные и цивилизационные. Практически и духовно освоенное людьми природно-социальное пространство становится жизненным пространством социума.

ТРАВМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ И ПСИХОАНАЛИЗ

Исследуя проблемы памяти, учёные обращают внимание на так
называемые травмы (субъекта, личности, сознания, памяти). В
русле этого исследования представляется чрезвычайно любо-
пытным рассмотреть влияние психоанализа на «мемориальную»
проблематику.

МЕТОДОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ

В статье рассматриваются работы малоизвестных русских фило-
софов начала XX в. И.М. Гревса и Н.П. Анциферова, посвящен-
ные проблеме конструирования социальной памяти с помощью
экскурсионных практик. Автор рассматривает методологические
предпосылки подобного отношения к прошлому и выявляет по-
тенциал использования конструктивистской методологии для
решения актуальных вопросов социальной философии.

СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ В ПОСТКНИЖНОЙ КУЛЬТУРЕ

Статья посвящена исследованию социальной памяти в посткнижной культуре. Подчеркивается, что с развитием информационно-коммуникационных технологий происходит усложнение пространства памяти: к имеющимся структурам
добавляются иные формы «представленности» знаний о прошлом, что приводит к формированию многогранного и нелинейного пространства.

СЕТЕВЫЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ

В статье анализируется смена моделей изучения социальной памяти в контексте станов- ления сетевого общества. Констатируется необходимость перехода от субстанциального к релятивистскому анализу, в связи с чем выделяются основные методологические ха- рактеристики сетевой модели социальной памяти: полилогичность, медиальность, про- цессуальность и контекстуальность. Использование этих методологических принципов позволяет исследовать память не в качестве определенного набора воспоминаний, а как динамичную совокупность социальных связей и практик, вызывающих эффект обраще- ния к прошлому.