Для цитирования:
Плешкевич Е. А. Зарождение библиографии дошкольного воспитания и детства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2025. Т. 25, вып. 1. С. 62-66. DOI: 10.18500/1819-7671-2025-25-1-62-66, EDN: PWCUWI
Зарождение библиографии дошкольного воспитания и детства
Введение. Важную роль в становлении дошкольной педагогической науки и практики в XIX в. сыграла педагогическая литература. Инструментом, обеспечивающим эффективность воздействия литературы, стала педагогическая библиография, в задачи которой входили систематизация педагогической литературы, ее организация и представление в соответствующих указателях. Таким образом, анализ ее зарождения и развития является важной частью истории дошкольной педагогики. Теоретический анализ. В ходе исследования были раскрыты научно-методические и библиографические условия формирования отечественной библиографии дошкольного воспитания и детства. Заключение. Раскрыта роль Ф. Н. Медникова в разработке концепции педагогической библиографии и определения в ней места библиографии дошкольного воспитания. Уточнено место библиографии в становлении дошкольного воспитания, дан обзор основных библиографических указателей, выявлено ядро научной и методической литературы по дошкольному воспитанию и намечены пути ее дальнейшего изучения.
- Сыркина О. Е. Фребелизм в русской дореволюционной педагогической журналистке // Советская педагогика. 1940. № 8. С. 71–82.
- Чмелева Е. В. Становление и развитие дошкольной педагогики в России конца XIX – начало XX вв. : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2010. 36 с.
- Готалов-Готлиб А. Г. Практика и теория дошкольного воспитания в первой половине XVIII века // Советская педагогика. 1940. № 8. С. 61–71.
- Фребель и его детские сады // Журнал Министерства народного просвещения. 1860. Ч. 108. Отд. 4. С. 34–45. URL: https://runivers.ru/upload/iblock/d08/108.pdf (дата обращения: 06.02.2024).
- Медников Ф. Н. Список книг и статей о детских садах. СПб. : Тип. А. Головачова, 1867. 16 с.
- Межов В. И. Литература русской педагогики, дидактики и методики : в 3 ч. Ч. 1: 1859–1864. СПб. : Печатня В. Головина, 1865. 410 с.
- Медников Ф. Н. Значение и условия педагогической библиографии // Учитель. 1865. № 9. С. 318–324.
- Медников Ф. Н. О составлении библиографического указателя русской педагогической литературы // Учитель. 1865. № 10. С. 367–374.
- Межов В. И. Литература русской педагогики, методики и дидактики : в 3 ч. Ч. 3 : 1866–1872. СПб. : Тип. В. С. Балашова, 1877. 629 с.
- Чарнолуская Е. М. Библиографический указатель книг по детскому чтению, вышедших … : книги для детского чтения и о детском чтении; книги по вопросам искусства в школе и в жизни ребенка, по детским играм, занятиям и развлечениям : в 2 кн. СПб. : Изд-во газета «Школа и жизнь», 1912–1913.
- Современный детский сад, его влияние и оборудование за 1912–1915 гг. / сост. М. Я. Морозова, Е. И. Тихеева. 2-е изд., перераб. Пг. : Типо-лит. т/д «Р. Шварц», 1916. 124 с.
- Иорданская Е. И. Народные детские сады. М. : Издво журнал «Народный учитель», 1913. 104 c.
- Фребель Ф. Избранные сочинения : в 2 т. М. : К. И. Тихомирова, 1904–1913.