Для цитирования:
Сучков Е. Д. Взаимосвязь потребностей в дорогостоящих покупках и экономического благополучия молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 4. С. 439-445. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-4-439-445, EDN: TUFCBC
Взаимосвязь потребностей в дорогостоящих покупках и экономического благополучия молодежи
Введение. Феномен потребительского поведения в большей степени изучен на примере молодежи, так как она представляет собой одну из самых многочисленных по составу социально-демографическую группу и является главным источником обновлений и ресурсом для развития современного мира. Цель работы изучить взаимосвязь потребности в дорогостоящих покупках и экономического благополучия молодежи. Теоретический анализ. Сравнительный анализ позволил выявить взаимосвязь показателей склонности к дорогостоящим покупкам и субъективного экономического благополучия. Эмпирический анализ. Для проведения эмпирического исследования было распространено 300 анкет среди молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет с целью исследования потребительской активности. Факторный и корреляционный анализы позволили определить три основных фактора (стремление к функционально значимым приобретениям, стремление к приобретению атрибутов увлечений и стремление к атрибутам престижа), характеризующих потребности в дорогостоящих покупках. Заключение. Результаты исследований показали, что стремление обладать дорогостоящими товарами определяется в основном тремя факторами. При этом при покупке дорогостоящих товаров современная российская молодежь делает основной акцент (24% общей дисперсии) на их функциональную составляющую.
- Миронова Т. И. Социально-психологические особенности экономической социализации подростков и юношей // Альманах современной науки и образования. 2012. № 7. С. 93–95.
- Фетискин Н. П., Миронова Т. И., Шепелева С. В. Динамика девиантных новообразований в онтогенезе личности. Кострома : Перо, 2017. 199 с.
- Дробышева Т. В. Психология экономической социализации личности: основные формы и детерминанты. М. : Институт психологии РАН, 2023. 426 с.
- Шамионов Р. М. Социализация личности: системно диахронический подход // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.10.2024), https://doi.org/10.54359/ps.v6i27.725
- Кострова Ю. Б. Особенности потребительского поведения молодежи // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2022. № 4. С. 122–127.
- Депутатова Е. Ю. Рационализация потребительского поведения в эпоху пандемии // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 4-2 (62). С. 69–72. https://doi.org/10.24411/2411-0450-2020-10297
- Медведева О. С. Основные модели потребительского поведения в современных условиях // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 5-3. С. 88–93.
- Байменова К. Ж. Основные тренды в изменении поведения потребителей к 2023 году в современной России // Шаг в науку. 2023. № 4. С. 102–105.
- Хащенко В. А. Субъективное экономическое благополучие как предиктор субъективного качества жизни // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т. 4, № 4. С. 13–29. https://doi.org/10.1007/s10612-011-0044-x
- Шамионов Р. М., Сучков Е. Д. Роль источников информации, мотивации и ценностей в склонности молодежи к дорогостоящим покупкам // Социальная и экономическая психология. 2024. Т. 9, № 1 (33). С. 164–187. https://doi.org/10.38098/ipran.sep_2024_33_1_08
- Фонталова Н. С., Хренникова Т. В. Психологический анализ потребительского поведения студенческой молодежи // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2021. Т. 18, № 4. С. 48–54. https://doi.org/10.31079/1992-2868-2021-18-4-48-54
- Гомонов Д. И. Потребительское поведение студенческой молодежи // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2022. № 14. С. 196–199.