Для цитирования:
Черняева Т. Н., Шаров А. А. Соотношение компонентов социально-психологической ко-адаптации акторов приемной семьи на активном этапе процесса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2025. Т. 25, вып. 1. С. 56-61. DOI: 10.18500/1819-7671-2025-25-1-56-61, EDN: NQFNWU
Соотношение компонентов социально-психологической ко-адаптации акторов приемной семьи на активном этапе процесса
Введение. В современной теории и практике функционирования приемных семей существует противоречие признания пролонгированности процесса социально-психологической адаптации членов приемной семьи и недооценки асинхронности его компонентов. Цель и новизна исследования состояла в выявлении наиболее «уязвимых» из них на активном этапе ко-адаптации. Теоретический анализ. Анализ научных источников позволил сделать вывод о том, что сложность социально-психологической коадаптации связана с проблемой паритета ее основных компонентов, спецификой их содержательных характеристик для приемных детей и родителей. Особо остро это прослеживается на начальном этапе формирования замещающих детско-родительских отношений, что позволило ввести в научное поле уточняющий термин – ко-адаптация акторов приемной семьи – и обозначить новый ракурс проблемы. Эмпирический анализ. Мотивация приемных родителей и приемных детей соответствует достаточно высокому уровню потребности в семье как платформе для успешной социализации, развития и формирования устойчивых отношений привязанности. Выявленные значимые различия в познавательном компоненте отражают разницу ожиданий – у детей они сосредоточены на определенном прошлом и неопределенном будущем, а у взрослых – на стабильном настоящем и видимой перспективе. Коммуникативно-поведенческий компонент отражает доминанту проблем в установлении паритета акторов приемной семьи. Заключение. Выявлены корреляционные связи между основными компонентами социально-психологической ко-адаптации, значимость и незначимость которых конкретизирует возможность позитивной динамики в дальнейшем.
- Кичаева Е. В., Черняева Т. Н. Оптимизация рисков социально-психологической адаптации детей и родителей в приемных семьях // Педагогика и психология семьи : сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции (Саратов, 19 мая 2023 г.) / под ред. Л. Н. Аксеновской, Е. И. Балакиревой, С. В. Фроловой, А. А. Понукалина. Саратов : Амирит, 2023. С. 33–39.
- Шаров А. А., Хмелькова О. В. Интегративные структурные компоненты адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 290–301. https://doi.org/10.32744/pse.2021.3.20
- Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб. : Речь, 2005. 150 с.
- Казанцева Т. В. Социально-психологические детерминанты межличностной привязанности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2011. 23 с.