Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Забелина Е. В., Честюнина Ю. В., Волосатова О. С. Шкала временного фокуса: результаты адаптации на российской выборке // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 4. С. 430-438. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-4-430-438, EDN: RUTIFI

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 6)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
115:159.923
EDN: 
RUTIFI

Шкала временного фокуса: результаты адаптации на российской выборке

Авторы: 
Забелина Екатерина Вячеславовна, Челябинский государственный университет
Честюнина Юлия Владимировна, Челябинский государственный университет
Волосатова Ольга Сергеевна, Челябинский государственный университет
Аннотация: 

Введение. Несмотря на актуальность изучения психологического времени, в современном мире имеют место методологические проблемы, ограничивающие исследования в данном направлении. Это обусловило цель работы – обосновать применимость конструкта «временной фокус» для исследования психологического времени личности и адаптировать методику его измерения для русскоязычной выборки. Теоретический анализ позволил обнаружить несколько методик, диагностирующих представление личности о настоящем, прошлом и будущем, в том числе оригинальную методику для исследования временного фокуса. Эмпирический анализ. Подробно изложена процедура адаптации опросника на российской выборке. Результаты эксплораторного и конфирматорного факторного анализа (N = 622), а также результаты корреляционного анализа подтвердили факторную и конвергентную валидность трех шкал методики: фокус на прошлом, фокус на настоящем и фокус на будущем. Обнаружены интерпретируемые корреляции субшкал с уровнем удовлетворенности жизнью, с жизненными ценностями и базисными установками. Шкала показывает приемлемый уровень надежности шкал по внутренней согласованности. Заключение. Настоящее исследование расширяет возможности проведения исследований когнитивного компонента психологического времени, в том числе кросскультурных, за счет применения в них валидного универсального диагностического инструмента.

Список источников: 
  1. Shipp A. J., Edwards J. R., Lambert L. S. Conceptualization and measurement of temporal focus: The subjective experience of the past, present, and future // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2009. Vol. 110. P. 1–22. https://doi.org/10.1016/j.obhdp.2009.05.001
  2. Shipp A. J., Aeon B. Temporal focus: Thinking about the Past, Present and Future // Current Opinion in Psychology. 2019. Vol. 26. P. 37–43. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2018.04.005
  3. Stolarski M., Fieulaine N., Zimbardo P. Putting time in a wider perspective: The past, the present, and the future of time perspective theory. The SAGE handbook of personality and individual differences. 2018. URL: https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-02419830 (дата обращения: 08.03.2024).
  4. Chishima Y., McKay M. T., Murakami T. The reliability and validity of the Temporal Focus Scale in young Japanese adults // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 119. P. 230–235. https://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2017.07.031
  5. McKay M. T., Cole J. C., Percy A. Temporal focus clusters differ meaningfully in terms of anxiety and depressive symptomatology // Psychiatry Research. 2017. № 256. P. 283–285. https://dx.doi.org/10.1016/j.psychres.2017.06.061
  6. McKay M. T., Percy A., Goudie A. J., Sumnall H. R., Cole J. C. The Temporal Focus Scale: Factor structure and association with alcohol use in a sample of Northern Irish school children // Journal of Adolescence. 2012. Vol. 35, № 5. P. 1361–1368. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2012.05.006
  7. Zimbardo P. G., Boyd J. N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77. P. 1271–1288.
  8. Holman E. A., Silver R. C. Getting ‘‘stuck” in the past: Temporal orientation and coping with trauma // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 74, № 5. P. 1146–1163. https://doi.org/10.1037/0022-3514.74.5.1146
  9. Germano G., Brenlla E. Argentinian adaptation of the Temporal Focus Scale. Evidence of construct validity, reliability, and external validity. URL: https://www.researchgate.net/publication/361224826 (дата обращения: 15.03.2024).
  10. Brislin R. W. The wording and translation of research instruments // Field methods in cross-cultural research / W. J. Loner, J. W. Berry, eds. Beverly Hills, CA: SAGE, 1986. P. 137–164.
  11. Вечканова Е. Н. Ценностно-смысловые детерминанты временной перспективы личности в период кризиса идентичности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Томск, 2015. 24 с.
  12. Проконич О. А. Ценностно-смысловые предикторы сбалансированной временной перспективы личности студентов вуза в период обучения: дис. … канд. психол. наук. Кемерово, 2016. 251 с.
  13. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М. : Смысл, 2004. 607 с.
  14. Kauffman D., Husman J. Effects of time perspective on student motivation: Introduction to a special issue // Educational psychology review. 2014. Vol. 16, № 1. P. 1–7. https://doi.org/10.1023/B:EDPR0000012342.37854.58
  15. Мамедова Ж. С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и временной перспективы личности (на примере делинквентных подростков): дис. … канд. психол. наук. М., 2007. 193 с.
Поступила в редакцию: 
02.10.2024
Принята к публикации: 
25.10.2024
Опубликована: 
25.12.2024