Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Пилюгина С. А., Сергеева М. Г. Развитие профессиональной субъектности учителя в процессе повышения квалификации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2025. Т. 25, вып. 1. С. 74-78. DOI: 10.18500/1819-7671-2025-25-1-74-78, EDN: USOZSP

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 1)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
373.091.12+378.046.4
EDN: 
USOZSP

Развитие профессиональной субъектности учителя в процессе повышения квалификации

Авторы: 
Пилюгина Светлана Анатольевна, Саратовский областной институт развития образования
Сергеева Марина Георгиевна, Российский университет дружбы народов имени П. Лумумбы
Аннотация: 

Введение. Современное школьное образование претерпевает обновление, которое требует от учителя новых умений. Противоречие между необходимостью владения учителем рядом профессиональных компетенций и недостаточной их сформированностью определяет заявку к системе дополнительного профобразования на дальнейшее становление профессиональной субъектности учителя, создающей условия для устранения профессиональных затруднений. Целью нашего исследования становится исследование развития профессиональной субъектности учителя. Ведущими методами – анализ литературы и педагогический эксперимент. Теоретический анализ. Проведение теоретического анализа позволило сделать вывод о существовании разных научных взглядов на профессиональную субъектность: как на специфическую способность личности проектировать, реализовывать, оценивать собственную деятельность, как на инструмент адаптации личности к профессии через образование и самообразование, как на систему умений по профессиональному саморазвитию, саморегуляции человека. Эмпирический анализ. В рамках эмпирического анализа, педагогического эксперимента выявлены разные уровни развития профессиональной субъектности учителя. Метод применения системы творческих заданий позволил сделать вывод о нем как о важном педагогическом условии развития профессиональной субъектности учителя. Выводы. Развитие профессиональной субъектности учителя в учреждении системы дополнительного профессионального образования эффективно осуществляется при использовании в обучении метода применения системы творческих заданий.

Благодарности: 
Публикация подготовлена в рамках НИР № 071721-0-000 «Кросс-культурная компетенция как основа коммуникативного взаимодействия менеджеров в условиях вуза».
Список источников: 
  1. Савенко Д. Ю. Педагогическая модель развития военно-профессиональной субъектности курсантов военных вузов. M. : Академия, 2021. 246 с.
  2. Старостина Н. Н. Амплификация профессиональной субъектности будущих лингвистов посредством технологии развития критического мышления. М. : Академия, 2021. 172 с.
  3. Алексеенко И. Н. Становление профессиональной субъектности личности в образовательном пространстве современной России. Ростов н/Д : Феникс, 2019. 456 с.
  4. Туова М. А. Педагогические условия развития субъектности будущих специалистов-переводчиков. Краснодар : BookBox, 2002. 200 с.
  5. Белошицкий А. В. Становление субъектности будущих офицеров в военном вузе. М. : АРКТИ, 2009. 373 с.
  6. Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика. М. : Академия, 1998. 308 с.
Поступила в редакцию: 
28.08.2024
Принята к публикации: 
16.01.2025
Опубликована: 
31.03.2025