Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Костина Л. М., Николаева А. В. Персонализация образования в контексте психологической безопасности личности студентов в адаптационный период // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 4. С. 464-469. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-4-464-469, EDN: WMEMWS

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 12)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[159.923-057.875:378.01](470+571)
EDN: 
WMEMWS

Персонализация образования в контексте психологической безопасности личности студентов в адаптационный период

Авторы: 
Костина Любовь Михайловна, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Николаева Анастасия Вячеславовна, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
Аннотация: 

Введение. Актуальность статьи определяется государственной стратегией индивидуального развития подрастающего поколения, ориентацией современной системы образования на персонализированное обучение. Теоретический анализ позволил сделать вывод о том, что в последнее десятилетие отмечается повышение интереса научного сообщества к проблеме персонализации образования молодежи и обеспечения психологической безопасности личности. Вместе с тем остается недостаточно изученной тема психологической безопасности личности студентов. Эмпирический анализ заключался в определении специфики проявления психологической безопасности личности студентов-первокурсников в период их адаптации. В исследовании приняли участие студенты первых курсов (n = 349) высших учебных заведений Северо-Западного региона РФ, возраст – 17–18 лет, 72% девушек, 28% – юношей. Для оценки компонентов безопасности личности студентов и уровня их адаптации к обучению применялся комплекс диагностических методик, отвечающих требованиям научности, надежности и валидности. По результатам исследования были установлены особенности проявления компонентов психологической безопасности личности студентов первых курсов с более высоким уровнем адаптации к обучению. Заключение. Статистический анализ эмпирических данных позволяет констатировать наличие у студентов с более высоким уровнем адаптации значимых отличий (от р = 0,05 до р = 0,001) во всех компонентах психологической безопасности личности: сопротивляемость, устойчивость, защищенность и эффективность деятельности. 

Список источников: 
  1. Александрова Е. А., Шустова Л. П., Данилов С. В. Обзор проблемного поля IV всероссийской (c международным участием) научно-практической конференции «Новое поколение профессионалов в образовании: воспитание на основе интеграции ценностей» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 1 (49). С. 91–96. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2024-13-1-91-96, EDN: RMHTCE
  2. Асмолов А. Г. Персонализация образования и антропология будущего // Народное образование. 2021. № 3 (1486). С. 75–82. EDN: YZZUQD
  3. Бодина Е. А., Телышева Н. Н. Индивидуализация и персонализация в современном образовании // Искусство и образование. 2021. № 3 (131). С. 9–14. https://doi.org/10.51631/2072-0432_2021_131_3_9
  4. Гузь Ю. А. Основы персонализации обучения в современном образовании // Образование и общество. 2023. № 6 (143). С. 20–27. EDN: OJWMAI
  5. Li L., Wang Y., Zhang H. Review of the personalized learning in China // Science insights education frontiers. 2020. Vol. 7, № 2. P. 893–912. https://doi.org/10.15354/sief.20.re026
  6. Yuzhaninova E. R., Moroz V. V., Sukhacheva S. V. Education personalization // Global Scientifi c Potential. 2023. № 6 (147). P. 28–32.
  7. Бренчугина-Романова А. Н., Денисова Л. О. Персонализм, персонология, персонализация, персонализированное образование: к вопросу о терминах и понятиях // Филология и культура. 2023. № 2 (72). С. 199–203. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-199-203
  8. Архипова Л. А., Парникова Г. М. Сущность и основные понятия персонализации образования // Перспективы науки. 2022. № 10 (157). С. 117–120. EDN: NNUNCT
  9. Савина Н. В. Риски персонализации высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-3. С. 272–275. EDN: RKYFIA
  10. Фетисов А. С., Пупырёв И. А. Алгоритм-сторож как механизм снижения рисков при персонализации образования // Образование и общество. 2023. № 2 (139). С. 19–22. EDN: EBDMWW
  11. Джабиева М. Х., Ермаков Д. С. Перспективы персонализации отечественного образования // Нижегородское образование. 2023. № 1. С. 76–84. EDN: DIFNGR
  12. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Теоретико-прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития // Педагогическое образование в России. 2021. № 1. С. 20–28. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_01_02
  13. Сохраняева Т. В. Стратегия массовой персонализации в современном образовании // Человек. 2021. Т. 32, № 2. С. 30–40. https://doi.org/10.31857/S023620070014857-9
  14. Zhang X., Chen Y., Hu L., Wang Y. The metaverse in education: Definition, framework, features, potential applications, challenges, and future research topics // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13, № 1016300. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1016300
  15. Денищева Л. О., Сафуанов И. С., Семеняченко Ю. А. Возможности обеспечения персонализации образования в ВУЗе // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2022. № 2 (60). С. 72–85. https://doi.org/10.25688/2072-9014.2022.60.2.07
  16. Моисеева Т. В. Персонализация образования – новое направление высшей профессиональной школы // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1 (104). С. 78–82. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-1104-78-82
  17. Николаева А. В., Парфенова О. В. К вопросу о создании персонализированной образовательной среды в работе с будущими педагогами // Современное высшее образование в условиях многополярного мира : электронный сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Чебоксары : Издательство Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 2022. С. 344–350. EDN: NLVWSW
  18. Scott L., Tomas A. Social network approach to understanding student's integration and persistence // The Journal of Higher Education. 2000. Vol. 71, № 5. Р. 591–615.
  19. Hao K. China has started a grand experiment in AI education. It could reshape how the world learns // MIT Technology Review. August 2, 2019. URL: https://www.technologyreview.com/2019/08/02/131198/china-squirrel-has-st... (дата обращения: 21.03.2024).
  20. Баева И. А., Гаязова Л. А., Кондакова И. В. Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 3 (104). С. 482–497. https://doi.org/10.15507/1991-9468.104.025.202103.482-497
  21. Newman A. Psychological safety: A systematic review of the literature. // Human Management Review. URL: j.hrmr.2017.01.001 (дата обращения: 22.03.2024). https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2017.01.001
  22. Григорьева М. В. Типы адаптационной готовности личности в образовательной среде школы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 1 (25). С. 56–61. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-1-56-61
  23. Блинова Е. Е. Психологическая безопасность образовательной среды как фактор самоэффективности студентов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2023. № 1. С. 30–34. EDN: BRYNZH 24.
  24. Киселева Т. В. Психологическая безопасность и комфортность образовательной среды вуза (опыт эмпирического исследования) // Научный поиск: личность, образование, культура. 2024. № 1 (51). С. 52–58. https://doi.org/10.54348/SciS.2024.1.8
  25. Костина Л. М., Писаренко И. А., Карпова М. А. Факторы психологической безопасности личности в образовательной среде школы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 3 (5). С. 55–60. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_55
Поступила в редакцию: 
08.05.2024
Принята к публикации: 
06.08.2024
Опубликована: 
25.12.2024