Для цитирования:
Костина Л. М., Николаева А. В. Персонализация образования в контексте психологической безопасности личности студентов в адаптационный период // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 4. С. 464-469. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-4-464-469, EDN: WMEMWS
Персонализация образования в контексте психологической безопасности личности студентов в адаптационный период
Введение. Актуальность статьи определяется государственной стратегией индивидуального развития подрастающего поколения, ориентацией современной системы образования на персонализированное обучение. Теоретический анализ позволил сделать вывод о том, что в последнее десятилетие отмечается повышение интереса научного сообщества к проблеме персонализации образования молодежи и обеспечения психологической безопасности личности. Вместе с тем остается недостаточно изученной тема психологической безопасности личности студентов. Эмпирический анализ заключался в определении специфики проявления психологической безопасности личности студентов-первокурсников в период их адаптации. В исследовании приняли участие студенты первых курсов (n = 349) высших учебных заведений Северо-Западного региона РФ, возраст – 17–18 лет, 72% девушек, 28% – юношей. Для оценки компонентов безопасности личности студентов и уровня их адаптации к обучению применялся комплекс диагностических методик, отвечающих требованиям научности, надежности и валидности. По результатам исследования были установлены особенности проявления компонентов психологической безопасности личности студентов первых курсов с более высоким уровнем адаптации к обучению. Заключение. Статистический анализ эмпирических данных позволяет констатировать наличие у студентов с более высоким уровнем адаптации значимых отличий (от р = 0,05 до р = 0,001) во всех компонентах психологической безопасности личности: сопротивляемость, устойчивость, защищенность и эффективность деятельности.
- Александрова Е. А., Шустова Л. П., Данилов С. В. Обзор проблемного поля IV всероссийской (c международным участием) научно-практической конференции «Новое поколение профессионалов в образовании: воспитание на основе интеграции ценностей» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 1 (49). С. 91–96. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2024-13-1-91-96, EDN: RMHTCE
- Асмолов А. Г. Персонализация образования и антропология будущего // Народное образование. 2021. № 3 (1486). С. 75–82. EDN: YZZUQD
- Бодина Е. А., Телышева Н. Н. Индивидуализация и персонализация в современном образовании // Искусство и образование. 2021. № 3 (131). С. 9–14. https://doi.org/10.51631/2072-0432_2021_131_3_9
- Гузь Ю. А. Основы персонализации обучения в современном образовании // Образование и общество. 2023. № 6 (143). С. 20–27. EDN: OJWMAI
- Li L., Wang Y., Zhang H. Review of the personalized learning in China // Science insights education frontiers. 2020. Vol. 7, № 2. P. 893–912. https://doi.org/10.15354/sief.20.re026
- Yuzhaninova E. R., Moroz V. V., Sukhacheva S. V. Education personalization // Global Scientifi c Potential. 2023. № 6 (147). P. 28–32.
- Бренчугина-Романова А. Н., Денисова Л. О. Персонализм, персонология, персонализация, персонализированное образование: к вопросу о терминах и понятиях // Филология и культура. 2023. № 2 (72). С. 199–203. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-199-203
- Архипова Л. А., Парникова Г. М. Сущность и основные понятия персонализации образования // Перспективы науки. 2022. № 10 (157). С. 117–120. EDN: NNUNCT
- Савина Н. В. Риски персонализации высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-3. С. 272–275. EDN: RKYFIA
- Фетисов А. С., Пупырёв И. А. Алгоритм-сторож как механизм снижения рисков при персонализации образования // Образование и общество. 2023. № 2 (139). С. 19–22. EDN: EBDMWW
- Джабиева М. Х., Ермаков Д. С. Перспективы персонализации отечественного образования // Нижегородское образование. 2023. № 1. С. 76–84. EDN: DIFNGR
- Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Теоретико-прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития // Педагогическое образование в России. 2021. № 1. С. 20–28. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_01_02
- Сохраняева Т. В. Стратегия массовой персонализации в современном образовании // Человек. 2021. Т. 32, № 2. С. 30–40. https://doi.org/10.31857/S023620070014857-9
- Zhang X., Chen Y., Hu L., Wang Y. The metaverse in education: Definition, framework, features, potential applications, challenges, and future research topics // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13, № 1016300. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1016300
- Денищева Л. О., Сафуанов И. С., Семеняченко Ю. А. Возможности обеспечения персонализации образования в ВУЗе // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2022. № 2 (60). С. 72–85. https://doi.org/10.25688/2072-9014.2022.60.2.07
- Моисеева Т. В. Персонализация образования – новое направление высшей профессиональной школы // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1 (104). С. 78–82. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-1104-78-82
- Николаева А. В., Парфенова О. В. К вопросу о создании персонализированной образовательной среды в работе с будущими педагогами // Современное высшее образование в условиях многополярного мира : электронный сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Чебоксары : Издательство Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 2022. С. 344–350. EDN: NLVWSW
- Scott L., Tomas A. Social network approach to understanding student's integration and persistence // The Journal of Higher Education. 2000. Vol. 71, № 5. Р. 591–615.
- Hao K. China has started a grand experiment in AI education. It could reshape how the world learns // MIT Technology Review. August 2, 2019. URL: https://www.technologyreview.com/2019/08/02/131198/china-squirrel-has-st... (дата обращения: 21.03.2024).
- Баева И. А., Гаязова Л. А., Кондакова И. В. Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 3 (104). С. 482–497. https://doi.org/10.15507/1991-9468.104.025.202103.482-497
- Newman A. Psychological safety: A systematic review of the literature. // Human Management Review. URL: j.hrmr.2017.01.001 (дата обращения: 22.03.2024). https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2017.01.001
- Григорьева М. В. Типы адаптационной готовности личности в образовательной среде школы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 1 (25). С. 56–61. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-1-56-61
- Блинова Е. Е. Психологическая безопасность образовательной среды как фактор самоэффективности студентов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2023. № 1. С. 30–34. EDN: BRYNZH 24.
- Киселева Т. В. Психологическая безопасность и комфортность образовательной среды вуза (опыт эмпирического исследования) // Научный поиск: личность, образование, культура. 2024. № 1 (51). С. 52–58. https://doi.org/10.54348/SciS.2024.1.8
- Костина Л. М., Писаренко И. А., Карпова М. А. Факторы психологической безопасности личности в образовательной среде школы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 3 (5). С. 55–60. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_55