Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Гумарова А. Н. Медикализация процесса образования: к постановке проблемы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2023. Т. 23, вып. 2. С. 134-138. DOI: 10.18500/1819-7671-2023-23-2-134-138, EDN: SAMYNV

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 25)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.014
EDN: 
SAMYNV

Медикализация процесса образования: к постановке проблемы

Авторы: 
Гумарова Анастасия Николаевна, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Аннотация: 

Введение. Распространение медицинских теорий и практик на различные сферы жизни общества становится значимым фактором развития общества. В научной литературе этот феномен получил название «медикализация». Сущность, причины и последствия медикализации осмысляются в философском и биоэтическом дискурсах. Медикализированные практики внедряются в том числе в процесс образования. Теоретический анализ. Рассмотрение проблемы позволило выявить, что педагогические средства решения проблем образования дополняются или замещаются средствами медицинского воздействия на организм человека. Особенности поведения учеников маркируются как симптомы психоневрологических заболеваний, требующих лечения. Корректировка поведения учеников при помощи медицинских средств связана с дисциплинарным характером образования, осмысленным в биополитической концепции М. Фуко. В качестве тенденции развития современной науки, способствующей нарастанию медикализации, выделяется трансформация культурного представления о норме под влиянием естественнонаучной теории. Также медикализации процесса образования способствует развитие биологической концепции психиатрии и достижения нейронаук. Заключение. Медикализация процесса образования сопровождается новыми социальными рисками, которые имеют философско-методологические, социальногуманитарные и этические основания. Формулируется вывод о необходимости проведения социально-гуманитарной экспертизы медикализированных образовательных практик и анализа соответствия медикализированных практик целям и задачам образования.

Список источников: 
  1. Светличная Т. Г., Смирнова Е. А. Теоретико-концептуальные подходы и результаты эмпирического изучения феномена медикализации (обзор литературы) // Logos et Praxis. 2017. № 3. С. 145–160. https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2017.3.17
  2. РассказовЛ. Д. Российские кризисыимедикализация общества: философский анализ актуальных социальных явлений // Вестник Брянского государственного университета. Философия. 2016. № 3. С. 57–67. https://doi.org/10.18101/1994-0866-2016-3-57-67
  3. Брызгалина Е. В., Гумарова А. Н. Нейроэтика: дискуссии о предмете // Эпистемология & философия науки. 2022. Т. 59, № 1. С. 136–153. https://doi.org/10.5840/eps202259111
  4. DeGrandpre R. Ritalin nation: Rapid-fi re culture and the transformation of human consciousness. New York : W. W. Norton, 1999. 286 p.
  5. Ноотропы, кофеин, марихуана: студентыговорят, что они принимают во время сессии // АфишаDaily. 2017. URL: https://daily.afisha.ru/cities/5807-nootropy-kofeinmarihuana-studenty-govoryat-chto-oni-prinimayut-vovremya-sessii/ (дата обращения: 09 .02.2023).
  6. Методы детской психотерапии // СМ-Клиника. Многопрофильный медицинский центр. URL: https://detskiy-medcentr-spb.ru/doctor/detskij-psikhoterapevt/zabolevaniya-psikhoterapevt/1872-metody-psikhoterapii (дата обращения: 09.02.2023).
  7. Юридическая социальная сеть. URL: https://www.9111.ru/questions/18624476/ (дата обращения: 09.02.2023).
  8. Юдин Б. Г. Человек: выход за пределы. М. : ПрогрессТрадиция, 2018. 470 с.
  9. Попова О. В. Тело как территория технологий: от социальной инженерии к этике биотехнологического конструирования. М. : Канон+ РООИ «Реабилитация», 2021. 336 с.
  10. Сидорова Т. А. Этикофилософские аспекты трансфера нейротехнологий через биомедицинское улучшение // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 5 (427). C. 46–54. https://doi.org/10.24411/1994-2796-2019-10508
  11. Михель Д. В. Болезнь как социальный диагноз: философия социального исключения и реинтеграции // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып.2. С. 156–161. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2017-17-2-156-161
  12. Фуко М. Надзирать и наказывать / пер. с фр. М. : «Ad Marginem» Наумов В., 1999. 479 с.
  13. Жиру А. А. Зомби-политика и культура в эпоху казино-капитализма. Харьков : Гуманитарный Центр, 2015. С. 47.
  14. Хаслер Ф. Нейромифология. Что мы действительно знаем о мозге и чего мы не знаем о нем. М. : АСТ, 2022. 390 c.
  15. Vidal F., Ortega F. Being Brains: Making the Cerebral Subject. New York : Fordham University Press, 2017. 304 p. https://doi.org/10.1515/9780823276097
Поступила в редакцию: 
19.02.2023
Принята к публикации: 
27.03.2023
Опубликована: 
30.06.2023