Для цитирования:
Енин В. В. Карьерная ориентация «профессиональная компетентность» как фактор успешного освоения роли врача студентами медицинских специальностей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 310-315. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-3-310-315, EDN: TMMEQZ
Карьерная ориентация «профессиональная компетентность» как фактор успешного освоения роли врача студентами медицинских специальностей
Введение. В статье отражены результаты исследования, позволившего выявить связь субъектных свойств личности и выраженность карьерной ориентации, проявляющейся в желании улучшать свои знания и умения в выбранной сфере у студентов медицинского вуза. Сформированность изучаемой карьерной мотивации может быть важным фактором, определяющим успешность освоения ролевого профессионального поведения будущими врачами. Теоретический анализ. В современных исследованиях делается акцент на значимости сформированности карьерной ориентации «профессиональная компетентность» для успешного освоения навыков студентами-медиками, но не раскрываются особенности ее взаимосвязи со структурными компонентами субъектной организации личности в условиях межличностного взаимодействия. Эмпирический анализ. Обнаружены связи между мотивацией к самосовершенствованию в выбранной профессиональной деятельности, способностью к осуществлению самоконтроля в условиях коммуникации, а также проявляемыми эго-позициями в общении и стилями саморегуляции. Заключение. Сформированность карьерной ориентации «профессиональная компетентность» может быть важным фактором успешного освоения профессионального ролевого поведения студентами-медиками при условии актуализации субъектных свойств в условиях межличностного взаимодействия: волевой регуляции поведения, оптимального сочетания требуемого и проявляемого поведения в общении, использования оптимальных стилей саморегуляции и стратегий взаимодействия.
- Торопова Г. В., Шеломенцева О. В., Ковалева Г. К. Предпочтения в карьерных ориентациях студентов Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В. Ф. Войно-ясенецкого // Сибирское медицинское обозрение. 2016. № 6 (102). C. 60–65.
- Князев Е. Б., Соловьева В. А., Сергеев А. С., Барсукова М. И., Рамазанова А. Я., Иноземцева Н. П., Долгова Л. В. Депрессивное настроение и якоря карьеры у российских студентов-медиков // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 2. С. 309–324. https://doi.org/10.15507/1991-9468.111.027.202302.309-324
- Комолкина О. И. Исследование ведущих карьерных ориентаций студентов медицинского колледжа // Психологическая наука и практика: инновации в образовании [Электронный ресурс]: материалы Пятой конференции психологов образования Сибири (Иркутск, 20–22 июня 2018 г.) / редкол.: З. В. Диянова [и др.]. Иркутск : Издательство Иркутского государственного университета, 2018. C. 330–335. URL: http://psy.isu.ru/ru/science/docs/material_naychno-prakticheskoy_konferencii_2018.pdf (дата обращения: 15.05.2024).
- Князев Е. Б., Сергеев А. С. Выраженность якорей карьеры у студентов-медиков разных курсов обучения // Всемирный день качества – 2021: материалы II Международной конференции (Саратов, 11 ноября 2021 г.). Саратов : Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, 2021. С. 157–164. EDN: JZICVN
- Амлаев К. Р., Муравьева С. М., Койтуева А. Г., Ходжаян М. А. Некоторые аспекты профессиональной ориентации абитуриентов при поступлении в образовательные организации высшего медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 1. С. 28–40.
- Козуля С. В., Лахно В. А., Лахно Д. М. Недостаточная работа по профессиональной ориентации как причина кадрового «голода» в медицине // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 3. С. 31–41.
- Schein E. H. Career Anchors Revisited: Implications for Career Development in the 21st Century // NHRD Network Journal. 1996. Vol. 1, no. 4. P. 27–33. https://doi.org/10.1177/0974173920070407
- Тарарышкина М. А. Формирование профессионально-личностной культуры студентов в образовательном процессе высшей медицинской школы : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2007. 27 с.
- Доника А. Д. Интериоризация профессиональной роли врача: социальные, психологические и соматические детерминанты : автореф. дис. … д-ра социол. наук. Волгоград, 2010. 48 с.
- Урываев В. А., Тарасова А. А. Субъективное благополучие и структура защитных реакций личности студентов медицинского вуза // Сибирский психологический журнал. 2011. № 41. С. 58–63.
- Рощевская Е. В. Акмеологические особенности профессионального становления студентов-медиков : автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2013. 23 с.
- Сторожева Ю. А. Акмеологические аспекты профессионального самоопределения студентовмедиков // Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2016. № 4. С. 105–109.
- Бирюкова Н. В. Самореализация и саморазвитие обучающихся в условиях медицинского профильного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5. https://doi.org/10.17513/spno.32069
- Чумаков В. И., Чумаков И. В. Саморазвитие студента – будущего врача в условиях образовательной среды медицинского ВУЗа // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21, № 5. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3500
- Синенко Е. А., Бендрикова А. Ю., Логинова Н. С. Смысложизненные ориентации студентов медицинских вузов в контексте компетентностного подхода // Межкультурная коммуникация в образовании и медицине. 2023. № 1. С. 79–92.
- Nasabi N. A., Bastani P., Yusefi A. R., Bordbar N. Career Development in Nursing: Identifying the Career Anchors of Nurses at Shiraz University of Medical Sciences // Quarterly Journal of Management Strategies in Health System. 2021. Vol. 6, № 3. P. 248–259. https://doi.org/10.18502/mshsj.v6i3.8042