Для цитирования:
Балакирева Э. В. Гуманитарное знание о профессии в подготовке будущих педагогов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 4. С. 452-458. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-4-452-458 , EDN: UCVVTE
Гуманитарное знание о профессии в подготовке будущих педагогов
Введение. Проблемы развития и обновления отечественного высшего образования как профессионального обусловлены возрастающими требованиями государства и общества к подготовке высококвалифицированных работников для любой сферы общественного производства. Вариативные запросы работодателей на квалифицированных работников, владеющих трансфессиональными компетенциями, обостряют проблемы обновления содержания и процесса профессиональной подготовки педагогов. Эти проблемы связаны с необходимостью переориентации запросов рынка педагогического труда на специалистов не только владеющих профессиональными компетенциями, но и ориентированных на ценностное взаимодействие с людьми в трудовом коллективе и профессиональном сообществе. Теоретический анализ. В профессиональной подготовке будущих педагогов в вузе особую значимость приобретает гуманитарное знание о профессии, которое может рассматриваться как академическое знание и как прикладной, действенный инструмент гуманитаризации понятия профессии. Формирование сознательного отношения человека к профессии, идентификации себя по отношению к ней характеризует гуманитаризацию понятия профессии как человекосоразмерного. Заключение. Контекстный анализ проблем обновления подготовки будущих педагогов позволил сделать вывод о том, что гуманитарное знание о профессии педагога способствует не только самоорганизации и самоопределению в будущей профессиональной педагогической деятельности, которая поливариативна по сути и по содержанию, но и воспитывает у студентов интегративное качество профессиональной идентичности.
- Заветные мысли Д. Менделеева. СПб. : типо-лит. М. П. Фроловой, 1903–1905. 428 с.
- Тряпицына А. П. Содержание современной профессиональной подготовки студентов – будущих учителей (доклад на заседании Президиума Российской академии образования 26 июня 2013 г.) // Известия Российской академии образования. 2013. № 3 (27). С. 35–48. EDN: RPRAEB
- Бутенко В., Полунин К., Котов И., Сычева Е., Степаненко А., Занина Е., Ломп С., Руденко В., Топольская Е. Россия 2025: от кадров к талантам. The Boston Consulting Group, 2017. С. 18. URL: (дата обращения: 15.11.2024).
- Христофоров С. В. Дефиниция опыта в педагогике: сущностные характеристики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. № 7 (17): Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения). С. 46–54. EDN: MSSKJR
- Балакирева Э. В. Ценности и смыслы профессиологического подхода к современному педагогическому образованию // Человек и образование. 2018. № 1 (54). С. 27–32. EDN: XMRFIL
- Степанчук О. А. Гуманитарные знания: инновационность и преемственность // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (Челябинск, октябрь 2011 г.) : в 2 т. Челябинск : Два комсомольца, 2011. Т. 1. С. 24–27. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1033/ (дата обращения: 15.11.2024).
- Зуев С. Э. Гуманитарное знание: подход, ресурс и проект общественного развития. Лекция в Открытом университете г. Чебоксары, 22 марта 2003 г. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/687 (дата обращения: 15.11.2024).
- Московчук Л. С., Пахомова Л. А. Профессия как предмет философского анализа // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11-2. С. 136–139. EDN: UYYBMD
- Цвык В. А. Профессиология в структуре социально-гуманитарного знания // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2008. № 4. С. 21–27. EDN: JUTDIF
- Титова Е. В. Теория личного выбора в педагогической деятельности // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 1 (13). С. 104–117. EDN: VQBPVP
- Власова Е. З. Адаптивные технологии обучения как средство оптимизации управления учебной деятельностью студентов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2011. № 4 (18). С. 6–15. EDN: OOGIHZ