Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Крайнов А. Л. Этика трансгуманизма как квинтэссенция гедонистических представлений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2025. Т. 25, вып. 2. С. 95-99. DOI: 10.18500/1819-7671-2025-25-2-95-99, EDN: EHBQFK

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 28)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
17.036.11
EDN: 
EHBQFK

Этика трансгуманизма как квинтэссенция гедонистических представлений

Авторы: 
Крайнов Андрей Леонидович, Саратовский государственный аграрный университет
Аннотация: 

Введение. Статья посвящена этике трансгуманизма как философскому направлению, возводящему гедонистические ценности в главный принцип существования человека. Желание жить без боли и без страданий здесь и сейчас не требует объяснений, в то время как увещевания к страданиям в земной жизни ради призрачной нирваны вызывают немало вопросов. Сложность в оценке трансгуманистических идей связана с жесткой детерминированностью человеческой жизни техносферой. Теоретический анализ. Представления древних греков как основоположников гедонизма о достижении счастья во многом совпадают с основными идеями этики гедонистического трансгуманизма. В технике априори заключена гедонистическая сущность. Древние греки руководствовались в достижении счастья техникой как деятельностью, а представители трансгуманизма понимают под ней средства деятельности. Заключение. Идеи трансгуманизма представляют собой естественное желание человека избавиться отстраданий, продолжая идеи античного гедонизма. Разница только в более совершенной технике, развитие которой может привести человечество к эре технологической сингулярности. В силу невозможности для человека отказаться от использования техники, он должен следовать в ее развитии и использовании принципам меры во всем и срединного пути.

Список источников: 
  1. Энгельмейер П. К. Философия техники. М. : Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон, 1912. Вып. 1. 96 c.
  2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. : Мысль, 1986. 571 с.
  3. Глозман А. Б. Техника как деятельность и предмет философского анализа // Философия и общество. 2010. № 1 (57). С. 110–123. EDN: MBCWVB
  4. Платон. Филеб // Платон. Собр. соч. : в 4 т. М. : Мысль, 1994. Т. 3. С. 7–78.
  5. Прокофьев А. В. Парадокс гедонизма как средство обоснования морали // Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2020. Т. 45, № 4. С. 685–695. https://doi.org/10.18413/2712-746X-2020-45-4-685-695, EDN: BQHHUN
  6. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Собр. cоч. : в 4 т. М. : Мысль, 1984. Т. 4. С. 53–294.
  7. Хвастунова Ю. В. Гедонистический императив и райская инженерия Дэвида Пирса как нравственнорелигиозная основа современного трансгуманизма // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 56. С. 146–156. https://doi.org/10.17223/1998863Х/56/15
  8. Пирс Д. Аболиционистский проект. 2007. URL: https://www.abolitionist.com/russian/ (дата обращения: 02.02.2025).
  9. Илон Маск абсолютно уверен, что технологическая сингулярность будет достигнута к 2030 году. URL: https://rusnor.org/news/current/19598.htm (дата обращения: 02.02.2025).
  10. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М. : Мысль, 2001. 558 с.
Поступила в редакцию: 
02.02.2025
Принята к публикации: 
22.04.2025
Опубликована: 
30.06.2025