Cite this article as:

Шатова Н. Д. ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПОИСКУ РЕФЛЕКТОРНЫХ ОСНОВ РЕФЛЕКСИИ: Л. С. ВЫГОТСКИЙ . Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2016, vol. 16, iss. 1, pp. 99-?. DOI: https://doi.org/ 10.18500/1819-7671-2016-16-1-99-103


Heading: 

ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПОИСКУ РЕФЛЕКТОРНЫХ ОСНОВ РЕФЛЕКСИИ: Л. С. ВЫГОТСКИЙ

Попытки  внедрения  рефлексивного  подхода  в  отечественное 
образование  чаще  всего  оказывались  безуспешными,  что,  по 
мнению автора, обусловлено невниманием к материалистиче-
ской позиции психологов, согласно которой эффективно фор-
мировать рефлексивные способности обучающихся возможно, 
опираясь на хорошо изученные законы управления формирова-
нием условных рефлексов человека. В этой связи автор ищет 
связь между рефлексией и рефлексом для того, чтобы в после-
дующем использовать её в качестве фундаментальной основы 
концепции рефлексивного обучения. Связь между рефлексией 
и рефлексом устанавливается опосредованно – через «мышле-
ние» – и в поиске аргументов в пользу рефлекторной природы 
мышления мы обращаемся к работам Л. С. Выготского. 

Literature

1.  Жилин В. И. Синергетический сциентизм : критиче-
ский анализ философско-методологических основа-
ний. М., 2011. 192 с.

2.  Шатова Н. Д. Связь терминов «рефлекс» и «рефлек-
сия» для психолого-педагогических исследований :
лексический  и  логический  аспекты  //  Изв.  Сарат. 
ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педа-
гогика. 2015. Т. 15, вып. 1. С. 111–118.
3.  Шатова  Н.  Д.  Генезис  понятия  «рефлекс»  :  от 
реактивности  Р.  Декарта  к  условному  рефлексу 
И. П. Павлова // Вестн. алтайской науки. 2014. № 4. 
С. 364–370.
4.  Шатова Н. Д. Генезис понятия «рефлекс» : от услов-
ного рефлекса И. П. Павлова к физиологии актив-
ности Н. А. Бернштейна // Вестн. алтайской науки. 
2014. № 4. С. 370–374.
5.  Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. / под ред. А. Р. Лу-
рия, М. Г. Ярошевского. М., 1982. Т. 1. 488 с. 
6.  Выготский  Л.  Мышление  и  речь  :  сб.  М.,  2008. 
668 с.
7.  Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Тол-
ково-образовательный. М., 2000. 1088 с.
8.  Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов 
деятельности. М., 2004. 424 с.
9.  Функциональные системы организма : руководство / 
под ред. К. В. Судакова. М., 1987. 432 с.
10. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. 
Б. Мещерякова, В. Зинченко. СПб., 2004. 672 с.
11. Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. Т. 3. Проблемы 
развития  психики  /  под  ред.  А.  М.  Матюшкина. 
М., 1983. 368 с.

Status: 
одобрено к публикации
Short Text (PDF): 
Full Text (PDF):