Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


время

ВРЕМЯ: ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ

Статья  посвящена  анализу  существующих  противоречий  в 
описании времени в неклассических физических парадигмах. 
Показано,  что  теория  относительности  и  квантовая  теория 
определяют  противоположные  свойства  времени.  Обсужда-
ются  эпистемические  основания  подобных  разногласий.  Про-
тиворечивость фундаментальных физических теорий, в первую 
очередь,  связана  с  декларацией  континуальности  времени  в 
теории  относительности  и  его  возможной  дискретностью  в 

ВРЕМЯ В ФИЛОСОФИИ ПОСТМОДЕРНИЗМА

ставлений о времени философов-постмодернистов. Показано, 
что  в  философском  постмодернизме  не  существует  единых 
представлений о времени, так как сама философия постмодер-
низма не представляет собой единую целостную совокупность 
взглядов. Строится краткая ретроспектива философских пред-
ставлений  о  времени  (Ж.  Дёлез,  Ж.  Деррида).  Показывается, 
что  время  в  философском  постмодернизме  всегда  мыслится 
свойством сознания: оно не разворачивается в реальности, а 

«ВРЕМЯ КУЛЬТУРЫ» КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Основной задачей статьи является выявление представлений о временных траекториях развития культуры ряда восточных и европейских стран, включая Россию. Речь идет не о реальном (историческом) времени развития культуры и его периодизации, но именно о представлениях о конфигурации временных траек- торий, заданных спецификой конкретной культуры, до опреде- ленной степени формирующих национальную идентичность.

ВРЕМЯ В ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ

Статья содержит анализ методологических подходов осмысления категории время в системе культурфилософского знания.

ВРЕМЕННЫЕ МОДУСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Статья посвящена анализу темпоральных характеристик соци-
альной идентичности. Подчеркивается, что осознание индиви-
дом времени своего существования выступает в качестве важ-
нейшего условия осмысления им своей идентичности и средства
ее структурирования. Выбор человеком определенного вектора
времени детерминирован социокультурными факторами и опре-
деляет его систему ценностей и тип поведения в социуме, а в
конечном счете – специфику определенной культурной модели.

Онтология ландшафта : пространственно-временной континуум

В статье рассматривается феномен пространственно-временного континуума ландшафта. Особое внимание автор уделяет проблеме жизнеустройства человека в сложной системе и совокупности всех компонентов природного и природно-антропогенного ландшафтов. При изложении сущности пространственно-временного континуума ландшафта акцент сделан на исследовании опасной трансформации, которая происходит при антропогенном воздействии на природные комплексы коренного ландшафта, что отрицательно сказывается на условиях жизнедеятельности человека как социального субъекта.

Социальная онтология культуры в зеркале антропологической рефлексии

Статья посвящена социально-онтологическому анализу культуры в ее антропологической рефлексии. Проблемное поле онтологии культуры изначально включает в себя процесс антропосоциокультурогенеза. Речь идет о рассмотрении происхождения человеческого общества и культуры сравнительно-историческим методом генеалогии, направленным на выявление истоков и начал человеческого бытия. Рассматривается специфика философского метода генеалогии Фридриха Ницше. Раскрывается сложность и многоаспектность проблемы антропогенеза на примере архаической культуры.

Время в цифровой истории

В статье рассматривается проблема репрезентации образа времени в цифровой истории. Под цифровой историей понимается научное направление, которое в рамках эпистемических арен, объединяющих ученых-гуманитариев, интернет-пользователей, цифровые технологии и медиа, изучает историю цифрового общества, т. е. влияние на историю человека и человеческого общества информационно-компьютерных технологий, а также историю их создания и применения.

Христианский мистический опыт в панораме трансформаций неклассических онтологий бытия-во-времени

В статье исследуются траектории как пересечения, так и дивергенции между философскими и религиозно-мистическими онтологиями бытия-во-времени. Формулируется вывод, согласно которому душа конституируется в качественно ином времени, нежели «Я». Если душа является местом соединения времен, то «Я» обитает в топосе разрыва времени. Выход из времени в вечность предваряется трансформацией темпоральности собиранием времени в модусе настоящего.

Страницы