Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Фадеева Т. Ю. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ПЕДАГОГ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2016. Т. 16, вып. 3. С. 329-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2016-16-3-329-334

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 4)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ПЕДАГОГ

Авторы: 
Фадеева Татьяна Юрьевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Изложены данные теоретического анализа проблемы педагоги-
ческой толерантности в соотношении с педагогическим тактом. 
Представлены результаты исследования, направленного на выяв-
ление взаимосвязи педагогической толерантности и психических 
состояний  педагога.  Для  определения  уровня  педагогической 
толерантности  была  использована  авторская  математическая 
модель, в основе которой лежит компонентный анализ качеств 
личности, входящих в содержание педагогической толерантно-
сти; психические состояния изучались с помощью методики «Са-
мооценка психических состояний» (Г. Айзенка). Выборка исследо-
вания состояла из 60 педагогов (женщин, средний возраст 27,9 
лет). Показано, что педагогическая толерантность отрицательно 
коррелирует  с  тревожностью,  фрустрацией,  агрессивностью  и 
ригидностью. Делается вывод, что для педагогической толерант-
ности важен самоконтроль, который формируется в результате 
самовоспитания и саморазвития.

Список источников: 

1.  Братченко С. Л. Психологические основания иссле-
дования толерантности в образовании. URL: http://
hpsy.ru/public/x831.htm (дата обращения: 15.01. 2016).
2.  На пути к толерантному сознанию / отв. ред. А. Г. Ас-
молов. М., 2000. 255 с. 
3.  Оллпорт Г. Природа предубеждения. Век толерант-
ности : науч.-публ. вестн. 2003. № 5. С. 25-32.
4.  Дергач А. А., Зазыкин В. Г., Селезнева Е. В. [и др.]. 
Толерантность личности : характеристики, закономер-
ности, механизмы формирования. М., 2003. 197 c.
5.  Голубева Н. М. Рефлексия как адаптивный ресурс лич-
ности // Теория и практика общественного развития. 
2015. № 14. С. 145-147.
6.  Фадеева  Т.  Ю.  Педагогическая  толерантность  как 
интегративное  качество  личности  специалиста  // 
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология обра-
зования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 4 (8). 
С. 409-412.
7.  Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. 
Теория. Практика. СПб., 2006. 479 с.
8.  Страхов И. В. Психологические основы педагогиче-
ского такта. Саратов, 1972. 72 с.
9.  Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. 
СПб., 2005. 412 с.

Фадеева Т. Ю. Математическая модель как диагно-
стический инструментарий для определения уровня 
сформированности педагогической толерантности // 
Изв. Сарат.ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психо-
логия. Педагогика. 2010. Т. 10, вып. 1. С. 97–101.