Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Хачатрян М. В. София в библии и в русской софиологии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 166-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-2-166-171

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 12)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

София в библии и в русской софиологии

Авторы: 
Хачатрян Мастегра Владимировна, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Аннотация: 

В статье рассматривается малоисследованный в русской софиологии уникальный концепт Софии Премудрости Божьей как Жены, облеченной в солнце. Согласно Библии, первый свидетель Софии – Бог и Его пророки, на чем акцентировали свое внимание практически все русские софиологи. Важной детерминантой познания образа Софии является религиозный мистический опыт софиологов. Тема исследуется в статье через сопоставление текстов Священного Писания и размышлений русских религиозных философов о Софии как Невесте и Жене Агнца, а также при помощи метода библейской экзегетики. Ключевым в работе является метод духовного созерцания и внутреннего интуитивно-чувственного познания истины, оформленные в виде определений и тезисов. Раскрываются разнообразные функции Софии как жены, облеченной в солнце, которая, с одной стороны, имеет власть и силу осудить и поразить древнего змея, с другой стороны, дать всеединое спасение человечеству и всей твари посредством их возрождения во Христе. Проводится персонификация Софии с целью более детального познания ее сотериологической роли. Впервые сопоставляются образы Софии в трудах русских софиологов и в творении Г. Нарекаци «Книга Скорбных Песнопений».

Список источников: 

1. Бердяев Н. А. Самопознание. Русская идея. СПб., 1998. 300 с. 

2. Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907. 233 с. 

3. Библия. М., 2005. 1337 с. 

4. Гараева Г. Ф. Онтогносеологическая сущность софиологии и ее место в русской философии : Соловьев В. С., Флоренский П. А., Булгаков С. Н. : дис. … д-ра филос. наук. Армавир, 2000. 346 с. 

5. Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины // Флоренский П. А. Собр. соч. : в 2 т. М., 1914. Т. 1. 809 с. 

6. Булгаков С. Н. Апокалипсис Иоанна. Париж, 1948. 353 с. 

7. Устьянцев В. Б., Орлов М. О., Данилов С. А. Очерки социальной философии : пространственные структуры, порядок общества, динамика глобальных систем / под ред. В. Б. Устьянцева. Саратов, 2010. 248 с. 

8. Нарекаци Г. Книга скорбных песнопений / пер. с древнеарм. М., 1988. 407 с. 

9. Козырев А. П. Под знаком Софии. Творчество христианского философа Сергия Булгакова. Беседа с Сергеем Громовым // Свой. 2014. Октябрь. С. 6–9. 

10. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. М., 2011. 293 с. 

11. Булгаков С. Н. Свет Невечерний : Созерцания и Умозрения. М., 1994. 417 с. 

12. Булгаков С. Н. Невеста Агнца. Париж, 1945. 621 с.