Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Рягузова Е. В. СОЦ ИОКУЛЬТУРНЫЙ ПАРАДОКС (АНТИНОМИЯ) РАЗЛИЧЕНИЯ «Я – ДРУГОЙ» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2016. Т. 16, вып. 1. С. 85-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2016-16-1-85-89

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 5)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

СОЦ ИОКУЛЬТУРНЫЙ ПАРАДОКС (АНТИНОМИЯ) РАЗЛИЧЕНИЯ «Я – ДРУГОЙ»

Авторы: 
Рягузова Елена Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Сформулирован  социокультурный  парадокс  различения  «Я  – 
Другой», заключающийся в том, что, с одной стороны, много-
голосье  и  полифония  Других  способствуют  гармонизации  и 
амплификации развития личности, группы, культуры, а с дру-
гой стороны, многообразие Других способно актуализировать 
страх, тревожность, враждебность и агрессивность, приводить 
к  взаимному  антагонизму,  конфронтации,  противостоянию  и 
дискриминации.  Утверждается,  что  обозначенный  парадокс 
связан  с  различными  способами  категоризации  фигуры  Дру-
гого и конструированием репрезентаций взаимодействия «Я – 
Другой» на уровнях: личность – социум – культура. Прикладной 
аспект исследования состоит в том, что его результаты могут 
использоваться при разработке тренинговых программ, ориен-
тированных  на  межкультурную  коммуникацию,  формирование 
этнокультурной компетентности и сензитивности.

Список источников: 

1.  Бек У. Общество риска : на пути к другому модерну. 
М., 2000. 383 с.
2.  Рягузова Е. В. Социальная психология личностных 
репрезентаций взаимодействия «Я – Другой». Сара-
тов, 2011. 304 c.
3.  Рягузова Е. В. Личностные репрезентации взаимо-
действия «Я – Другой» : социально-психологический 
анализ : автореф. дис. … д-ра психол. наук. Саратов, 
2012. 49 с.
4.  Stevens R. H., Ogunji E. Managing diverse organiza-
tional environments for strategic advantage : exploring 
the value of developing business diversity curriculum in 
higher education // Journal of Management Policy and 
Practice. 2010. Vol. 11 (4). Р. 72–85.
5.  Love A. Diversity as a strategic advantage // Business 
Week. May 20, 2010. URL: http://businessweek.com/
print/manageing/content /may2010 (дата обращения: 
17.10.2015).

6.  Ashkanasy N. M., Hartel C., Daus, C. S. Diversity and 
emotion : The new frontiers in organizational behavior 
research // Journal of Management. 2002. Vol. 28 (3). 
P. 307–338.
7.  Cassell C., Biswas R. Managing diversity in the new 
millennium  //  Personnel  Review.  2000. Vol.  29  (3). 
P. 268–273.
8.  Dick  P.  Organizational  efforts  to  manage  diversity  : 
Do  they  really  work?  //  International  handbook: 
Individual diversity and psychology in organizations 
/ ed. M. J. Davidson, S. L. Fielden. Chichester, 2003. 
P. 4–31.
9.  Zanoni  P.,  Janssens  M.  Deconstructing  difference  : 
The  rhetoric  of  human  resource  managers’  diversity 
discourses // Organization Studies. 2003. Vol. 25 (1). 
P. 55–74.
10. Handbook of Diversity Management : Beyond Aware-
ness to Competency Based Learning / ed. D. Plummer. 
Lanham, 2003. P. 223–242.
11. Слободчиков  В.  И.  Со-бытийная  образовательная 
общность – источник развития и субъект образова-
ния // Учён. зап. Пед. ин-та Сарат. гос. ун-та. Сер. 
Психология. Педагогика. 2010. № 2. С. 3–8.
12. Рягузова Е. В. Модель личностных репрезентаций 
взаимодействия «Я – Другой» // Акмеология. 2011. 
№ 3 (39). С. 78–83.
13. Шипилов А. В. «Свои», «чужие» и другие. М., 2008. 
257 с.
14. Зимбардо Ф. Эффект Люцифера. Почему хорошие 
люди превращаются в злодеев. М., 2013. 740 с.