Образец для цитирования:

Котляр П. С. Рефлексия медийного: дискурсы медиаграмотности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 261-?. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-3-261-264


Рубрика: 

Рефлексия медийного: дискурсы медиаграмотности

В статье осуществляется анализ двух дискурсов восприятия действительности: постмодернистского и медийного. Выделяются основные характеристики понимания человеком своего положения в мире. В постмодернистском дискурсе сформировался ризоматичный подход к пониманию пространства, который фундирует состояние так называемой «новой непрозрачности». Делается предположение, согласно которому идею постмодернизма можно свести к кризису взаимодействия человека и определенной исторической социальной среды, в которой он оказывается замкнут в собственной локальности. Отсутствие возможности совершать действия и быть включенным в общую социальную среду означает смерть субъекта. В статье осуществляется метафорический перенос постмодернистской идеи бессилия на процесс трансформации представлений о медиаграмотности в контексте взаимодействия с медиа с целью показать возможный путь преодоления постмодернистской интеллектуальной апории. Протекционистская теория медиаобразования, направленная на то, чтобы человек перестал подвергаться негативному воздействию медиа, фактически была утверждением постмодернистской идеи локальности, что привело к возникновению концепта «аудитория есть жертва». Выдвигается гипотеза, что с появлением социальных сетей происходит переосмысление аудиовизуальных текстов и возникает новомедийная социальная среда, где человек способен выражать себя, преодолевая тем самым кризис субъектности.

Литература

1. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000. 347 с.

2. Poster M. The mode of information. Poststructuralism and social context. Chicago, 1990. 188 p.

3. Делез Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато : капитализм и шизофрения. Екатеринбург ; М., 2010. 895 с.

4. Жижек С. Хрупкий абсолют, или Почему стоит бороться за христианское наследие. М., 2003. 181 с.

5. Савчук В. В. Медиафилософия. Приступ реальности. СПб., 2014. 350 с.

6. Федоров А. В., Челышева И. В. Медиаобразование в России : краткая история развития. Таганрог, 2002. 266 c.

7. Postman N. Amusing ourselves to death : Public discourse in the age of show business. N.Y., 2006. 208 p.

8. McLoughlin C., Lee M. Web 2.0-based e-learning : Applying social informatics for tertiary teaching. Hershey РА, 2011. 483 p.

9. McLuhan M. Classroom without walls in explorations in communication. Boston, 1960. 202 p.

10. Manyika J., Chui M., Bughin J., Dobbs R., Bisson P., Marrs A. Disruptive technologies : Advances that will transform life, business, and the global economy. N.Y., 2013. 176 p.

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: