Образец для цитирования:

Белых Т. В., Князев Е. Б. Прогностическая модель выявления склонности к подчиняемости личности у девушек студенческого возраста // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 298-?. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-3-298-304


Рубрика: 

Прогностическая модель выявления склонности к подчиняемости личности у девушек студенческого возраста

Cовременные условия развития нашего общества диктуют необходимость постановки новых научных задач, связанных с изучением генезиса таких социально-деструктивных проявлений личности, как: деперсонализация, повышенная внушаемость, склонность к подчинению без критической оценки значения и смысла поведения людей в ситуации межличностного взаимодействия, приводящих к подверженности личности манипулятивному воздействию отдельных лиц или групп, преследующих корыстные, противоправные или экстремистские цели. В статье приведены данные эмпирического исследования, позволившего выявить социально-когнитивные факторы проявления подчиняемости личности у девушек студенческого возраста. Наибольший вклад в сформированность социальной установки на подчиняемость в условиях межличностного взаимодействия вносят выработанный зависимый тип межличностных отношений, желание, чтобы собственное поведение контролировалось другими людьми, самообвинительный тип поведения, низкая интернальность в области межличностных отношений. На основе сравнительного анализа социально-когнитивных характеристик девушек с разными социально-психологическими установками на подчинение с помощью дискриминантного анализа построена прогностическая модель склонности личности к подчинению у девушек студенческого возраста, которая может быть использована в практике оказания психологической профилактики и коррекции подчиненного поведения у девушек в период обучения в вузе.

Литература

1. Юревич А. В., Ушаков Д. В. Нравственное состояние современного российского общества // Психология нравственности / под ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. М., 2010. С. 177–209.

2. Неустроев Е. А. Вовлечение женщин в криминальный наркотизм : криминологическая характеристика, причины, меры предупреждения : дис. ... канд. юрид. наук. Чебоксары, 2007. 273 с.

3. Варнакова Л. А. Духовно-нравственный потенциал современной российской женщины в контексте социокультурной обусловленности ее статуса и ролей: дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2006. 183 с.

4. Milgram S. Obedience to authority : an experimental view. London, 1974. 224 p.

5. Hofl ing Ch., Brotzman E., Dalrymple S., Graves N., Pierce Ch. An experimental study in nurse-physician relationships // Journal of Nervous and Mental Disease. 1966. Vol. 143, iss. 2. P. 171–180.

6. Haney C., Banks W. C., Zimbardo P. G. Study of prisoners and guards in a simulated prison // Naval Research Reviews. 1973. Vol. 26, no. 9. P. 1–17.

7. Caspar E., Christensen J., Cleeremans A., Haggard P. Coercion Changes the Sense of Agency in the Human Brain // Current Biology. 2016. Vol. 26, iss. 5. P. 585–592.

8. Бердиева П. Х. Психологическая поддержка становления интегральной индивидуальности студентов, склонных к подчинению : дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2008. 219 с.

9. Раскумандрина М. Е. Типология индивидуальных стилей подчинения и их диагностика : дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 231 с.

10. Смирникова О. В. Социально-психологические особенности доминирования-подчинения в супружеской паре : дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 179 с.

11. Паков М. М. Психологические свойства личности с разным уровнем внушаемости : дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 147 с.

12. Ершова Р. В. «Повинуемость» как предмет социально-психологического исследования (повторение эксперимента А. Поскоцила в России) // Экспериментальная психология в России : традиции и перспективы / под ред. В. А. Барабанщикова. М., 2010. С. 803–807.

13. Князев Е. Б. Специфика интеграции характеристик социального познания в пространстве дихотомии «доминирование-подчинение» у студентов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 3. С. 303–307. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-3-303-307.

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: