Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Науменко Ю. В., Паатова М. Э. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 229-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-2-229-236

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 11)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ

Авторы: 
Науменко Юрий Владимирович, Волгоградская государственная академия физической культуры
Паатова Мария Эдуардовна, Адыгейский государственный университет
Аннотация: 

В статье развивается социально-культурная концепция здоро-
вьеформирующего образования Ю. В. Науменко: уточняются 
содержание, структура и уровни проявления социально-лич-
ностной  жизнеспособности  человека.  Раскрывается  педа-
гогическая  модель  М.  Э.  Паатовой  процесса  формирования 
социально-личностной жизнеспособности на основе последо-
вательного предъявления специально организованных жизне-
утверждающих  воспитательно-реабилитационных  ситуаций. 
Описана  система  принципов  проектирования  содержания  и 
организации  воспитательно-реабилитационных  ситуаций.  
Фор мулируются  законы  применения  разработанной  модели 
в реальной педагогической практике. Авторская педагогиче-
ская модель процесса формирования социально-личностной 
жизнеспособности была успешно реализована по отношению 
к подросткам с девиантным поведением в специальных учеб-
но-воспитательных  учреждениях  закрытого  типа  и  в  массо-
вой общеобразовательной школе в воспитательной работе с 
обычными школьниками. Материал, представленный в статье, 
может служить основанием для теоретических исследований 
по формированию социально-личностной жизнеспособности у 
детей и подростков, а также для разработки в образователь-
ной практике воспитательных систем, авторская педагогиче-
ская модель – методологическим ориентиром для реализации 
требования  Федеральных  государственных  образовательных 
стандартов  общего  образования  при  проектировании  про-
граммы  духовно-нравственного  развития,  социализации  и 
воспитания обучающихся в начальной и основной школе.

Список источников: 

1.   Александрова Е. А., Кожакина С. О. Социокультур-
ные факторы становления социальной успешности 
обучающихся // Проблемы образования в условиях 
инновационного развития. 2014, № 1. С. 91–98.
2.   Жизнеспособность  человека  :  индивидуальные, 
профессиональные и социальные аспекты / отв. ред. 
А. В. Махнач, Л. Г. Дикая. М., 2016. 509 с. 
3.   Ильинский  И.  М.  Образовательная  революция.  М., 
2002. 592 с.
4.   Гурьянова М. П. Созидательная миссия социальной 
педагогики в современном обществе // Педагогика. 
Вопросы теории и практики. 2011. № 5. С. 36–44.
5.   Науменко Ю. В. Здоровьеформирующая функция об-
разовательного процесса в школе. Волгоград, 2008. 
368 с.
6.   Науменко Ю. В., Паатова М. Э. Социально-личност-
ная жизнеспособность подростков : психолого-педа-
гогическая коррекция // Народное образование. 2013. 
№ 7. С. 249–257.
7.   Казакова Е. И., Тряпицына А. И. Диалог на лестнице 
успеха (Школа на пороге нового века). СПб., 1997. 
160 с.