Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Логинова В. С. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА В ДЕЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ КАДРОВ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2015. Т. 15, вып. 4. С. 113-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2015-15-4-113-118

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 9)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА В ДЕЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ КАДРОВ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Авторы: 
Логинова Вера Степановна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Статья посвящена историко-педагогической проблеме взаимодействия правительствен-
ных и общественных структур в сфере народного образования в дореволюционной Рос-
сии. В ней раскрываются основные тенденции государственной политики в области под-
готовки промышленных кадров – охранительная, сословная и продворянская. Определены 
конкретные направления деятельности обществ и организаций, товариществ ученых, пе-
дагогов, передовой промышленной интеллигенции, съездов и совещаний, педагогической 
прессы в области профессионального образования рабочих: открытие и содержание раз-
личных типов учебных заведений, разработка вопросов организации учебного процесса, 
выпуск методической и учебной литературы. Подчеркивается, что в процессе создания го-
сударственно-общественной системы профессионально-технического образования функ-
ции правительства и общественности разграничивались: регулятивная, надзорно-контро-
лирующая принадлежали государству, функции инициирования, организации, устройства, 
финансирования и содержания учебных заведений брала на себя общественность. 

Список источников: 

1.   ЦГИА (Центральный государственный исторический 
архив Российской федерации). Фонд 1263 (Комитет 
министров). Оп. I. Д. 3414. Л. 435. 
2.  Максин  И.  К  вопросу  о  реформе  промышленного 
образования // Техническое и коммерческое образо-
вание. 1910. № 1. С. 28-43.
3.  Днепров Э. Д. Самодержавие и народное образование 
в пореформенной России // Школа и педагогическая 
мысль России периода двух буржуазно-демократи-
ческих революций. М., 1984. С. 49-96. 
4.  Очерк развития промышленного образования в Рос-
сии за 1888-1898 гг. СПб., 1900. 103 с.
5.  Очерки по истории школы и педагогической мысли 
народов СССР. Конец XIX - начало XX в. М., 1991. 
448 с.
6.  Отчет  о  деятельности  состоящего  при  ИВЭО 
С.-Петербургского Комитета Грамотности за 1893 г. 
СПб., 1894. 217 с.
7.  Техническое образование. 1895. № 3. С. 11. 
8.   Мазинг К. К. Значение частной инициативы в разви-
тии просвещения // Техническое образование. 1903. 
№ 8. С. 1-9.
9.   ЦГИА. Фонд 1001 (Неболсины). Оп. 1. Д. 328. Л. 10.
10. Техническое образование. 1893. № 8. С. 47-48.
11.  Корольков  Н.  М.  Краткий  обзор  деятельности  По-
стоянной  комиссии  по  техническому  образованию 
(IX отдела Императорского Русского технического 
общества). СПб., 1912 .94 с.
12.  Абрамов Я. В. Очерки частной инициативы в деле 
народного образования // Русская школа. 1890. Т. II, 
№ 9. С. 111-124. 
13. Чарнолуский  В.  И.  Земство  и  народное  образова-
ние : в 2 ч. СПб, 1910. Ч. 1. 186 с.
14.  Максин И. Очерк развития промышленного образо-
вания в России за 1888-1908 гг. СПб., 1909. 175 с.
15.  Былое. 1907. № 5. С. 69-70.
16.  ЦГИА. Фонд 1001(Неболсины). Оп. 1. Д. 184. Л. 9, 13.