Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Рягузова Е. В. АДАПТАЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИИ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 63-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-1-63-73

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 9)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

АДАПТАЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИИ

Авторы: 
Рягузова Елена Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье представлены результаты теоретической рефлексии и эмпирического исследования социокультурной адаптации иностранных студентов, обучающихся в вузах г. Саратова. Предложен конструкт «адаптационный сценарий», предполагающий программу действий личности, направленную на ее адаптацию в новых социокультурных условиях. Эмпирическое исследование проводилось с использованием качественных (case-study, проективные методики) и количественных методов («Экспресс-диагностика межэтнической аккультурации», «Адаптация личности к новой социокультурной среде», опросник межличностных отношений, шкала социальной дистанции, диагностика принятия других, стратегии самопредъявления в межличностном общении, типы этнической идентичности). Показано, что позитивная этническая идентичность личности связана с аккультурационными стратегиями «Интеграция» и «Сепарация», высоким уров- нем принятия других, повышенной социальной активностью, стремлением личности к самореализации. Адаптационный сценарий, основой которого выступает аккультурационная стратегия «Маргинализация», позиционируется как переходный (лиминальный) проект, и важно создать условия, чтобы указанная лиминальность не зафиксировалась. Адаптационный сценарий, сконструированный на базе аккультурационной стратегии «Ассимиляция», связан с диффузной идентичностью личности, достаточно высоким уровнем ее адаптивности и конформности, ориентацией на принятие норм новой социокультурной среды, специфическими стратегиями самопредъявления и остро переживаемой ностальгией.

Список источников: 

1. Берестнева О. Г., Марухина О. В., Щербаков Д. О. Проблема адаптации иностранных студентов как проблема адаптации субъекта деятельности к измененным условиям // Научное обозрение. Психологи- ческие науки. 2014. № 1. С. 15–16. 

2. Бондарева С. В., Бондарева Н. А. Гендерные различия проявления тревожности у студентов-иностранцев // Личность, семья и общество : вопросы педагогики и психологии. 2014. Вып. 38. С. 159–163. 

3. Иванова О. А. Исследование профессиональной Я-концепции иностранных студентов // Ярослав. пед. вестн. 2011. Т. II, № 4. С. 270–274; 

4. Mori S. Addressing the mental health concerns of international students // Journal of Counseling and Development. 2000. № 78. Р. 137–144. 

5. Чибисова М. Ю., Верченова Е. А. Языковая компетентность, развитие группы и социометрический статус иностранных студентов в российском вузе (на примере исследования китайских студентов) // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8, № 1. С. 93–107. 

6. Форопонова А. А. Влияние социально-психологических качеств группы на успешность учебной деятельности иностранных студентов : дис. … канд. психол. наук. Курск, 2014. 158 с. 

7. Westwood M. J., Barker M. Academic achievement and social adaptation among international students : A comparison groups study of the peer-pairing program // International Journal of Intercultural Relations. 1990. № 14 (2). Р. 251–263. 

8. Рягузова Е. В. Диада «преподаватель – иностранный студент» в зеркале академической мобильности // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире. Пенза, 2016. С. 231–238. URL: http://pdf.knigi-x.ru/21pedagogika/69067-4- elektronnoe-izdanie-socialno-psihologicheskayaadaptaciya-migrantov-sovremennom-mire-ma.php (дата обращения: 22.08.2017). 

9. Витковская М. И., Троцук И. В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Социология. 2004. № 1 (6–7). С. 267–283. 

10. Иванова М. А. Особенности адаптации иностранных студентов к высшей школе России : дис. … д-ра пси- хол. наук. СПб., 2001. 353 с. 

11. Гладуш А. Д., Трофимова Г. Н., Филиппов В. М. Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России : учеб. пособие. М., 2008. 146 с. 

12. Логинова В. В. Профессионально-личностное становление иностранных студентов в образовательной среде российского вуза : автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2011. 58 c. 

13. Zimmermann S. Perceptions of intercultural communication and international student adaptation to an American campus // Communication Education. 1995. № 44. Р. 321–335. 

14. Кривцова И. О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии имени Н. Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2011. № 8. С. 17–25. 

15. Гриднева Е. А., Шамарин И. А. Социокультурная адаптация иностранных студентов ВГМА им. Н. Н. Бурденко как фактор успешного образовательного процесса // Междунар. студ. науч. вестн. 2015. № 2 (ч. 1). С. 112–113. 

16. Абунавас Х. А., Берестнева О. Г. Исследование проблем адаптации иностранных студентов на примере Томского политехнического университета // Методология обучения и повышения эффективности академической, социокультурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе : теоретические и прикладные аспекты : в 2 т. Томск, 2008. Т. 2. С. 7–12. 

17. Крупнов А. И., Шептура А. В. Психологические различия в проявлении адаптивности у различных групп иностранных студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2014. № 3. С. 66–70. 

18. Жерлицына Н. А. Социально-культурная адаптация африканских студентов в вузах России. URL: http:// www.inafran.ru/ru/content/view/120/51/ (дата обраще- ния 08.04.2017). 

19. Бадалова Л. И. Психологические особенности адаптивности африканских студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2015. № 4. С. 51–56. 

20. Иванова Н. Л., Мнацаканян И. А. Межкультурная адаптация студентов // Вопр. психологии. 2006. № 5. С. 90–100. 

21. Cai1 L., Teng L. Towards cross-cultural adaptation of international students: A case study of Chinese students in Finland // BioTechnology, 2014. Iss. 10 (9). P. 4048– 4053. 

22. Bierwiaczonek K.,Waldzus S. Socio-Cultural Factors as Antecedents of Cross-Cultural Adaptation in Expatriates, International Students, and Migrants : A Review // Journal of cross-cultural psychology. 2016. Vol. 47, iss. 6. P. 767–817. 

23. Чеботарева Е. Ю. Стратегии межкультурного взаимодействия и удовлетворенность жизнью иностранных студентов // Предвузовское обучение иностранных студентов : современное состояние, проблематика. М., 2015. С. 198–203. 

24. Chich-Jen Shieh. Eeffects of culture shock and crosscultural adaptation on learning satisfaction of mainland China students studying in Taiwan // Revista Internacional de Sociologia (RIS) Special Issue on Organizational Innovation. 2014. Vol. 72. P. 57–67. DOI: 10.3989/ris.2013.08.10. 

25. Ефремов А. А. Культурная деятельность как средство формирования межкультурной компетентности студентов // Ярослав. пед. вестн. (Психолого-педагогические науки). 2012. № 2. Т. II. С. 184–187. 

26. Гриценко В. В., Кузнецова И. В. Поликультурная среда вуза как условие формирования позитивного отношения к представителям других этнокультур // Психология образования в XXI веке : теория и прак- тика. Волгоград, 2011. С. 389–391. 

27. Игнатова И. Б., Бурыкина В. Г. Психолого-педагогические условия формирования готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2. С. 149–154. 

28. Титова О. И. Психологическое сопровождение иностранных студентов и его роль в обеспечении качества образования в поликультурной среде // Сиб. вестн. специального образования. 2015. № 1 (14). С. 98–102. 

29. Berry J. W., Sabatier C. Variations in the assessment of acculturation attitudes: Their relationships with psychological wellbeing // International Journal of Intercultural Relations. 2011. Vol. 35. P. 658–669. 

30. Сонин В. А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. СПб., 2004. С. 206–211. 

31. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. 490 с. 

32. Татарко А. Н., Лебедева Н. М. Методы этнической и кросс-культурной психологии. М., 2011. 238 c.

33. Шкуратова И. П., Гоцева Ю. А. Самопредъявление подростков в межличностном общении // Прикладная психология : достижения и перспективы. Ростов н/Д, 2004. С. 267–283. 

34. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряжённости. М., 1998. С. 55–60. 

35. Рягузова Е. В. Когда Чужаком оказываешься ты! // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 3 (23). С. 221–228. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-3-221-228. 

36. Рябиченко Т. А. Ассимиляция или интеграция : роль ценностей «Самоутверждение» // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7, № 3. С. 93–104. DOI: 10.17759/sps.2016070307.