Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Ваулин В. И. АДАПТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КУРСАНТА-ЛЕТЧИКА // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 223-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-2-223-228

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 9)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

АДАПТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КУРСАНТА-ЛЕТЧИКА

Авторы: 
Ваулин Владимир Иванович, Самарский государственный технический университет (филиал в г. Сызрань)
Аннотация: 

В статье рассматриваются характеристики адаптации курсанта-летчика в ходе профес-
сионального становления, раскрываются виды, механизм и показатели адаптации. Ут-
верждается, что развитие личности проходит три фазы: адаптации, индивидуализации, 
интеграции. Учитывая специфику летного вуза, выделяются виды адаптации: по виду 
деятельности  и  внешнему  воздействию  –  военно-профессиональная  деятельность 
курсанта (образовательная (учебно-воспитательная и летная; военно-научная; команд-
но-методическая  и  воспитательная);  военно-служебная  (боевая  и  мобилизационная; 
служебно-функциональная;  повседневно-бытовая;  общественно-организационная; 
культурно-досуговая; военно-правовая); по внутренним процессам адаптации – физи-
ческая; физиологическая; социально-психологическая; служебно-уставная; этническая; 
климатогеографическая. Показателями адаптации являются результаты деятельности 
каждого человека и подразделения. В системе её показателей можно выделить: объ-
ективные – уровень и стабильность количественных показателей труда; субъективные 
– уровень удовлетворенности своей профессией, условиями труда, коллективом и др.

Список источников: 

1.  Бобков О. Б. Учебно-профессиональная мотивация 
курсантов на разных этапах профессионального ста-
новления : учеб.-метод. пособие. Сызрань, 2011. 81 с.
2.  Пономаренко В. А. Психология духовности профес-
сионала. М., 2004. 387 с.
3.  Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. 
ред. В. В. Давыдов. М., 1993. Т. 1. А–М. С. 522–524.
4.  Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия. 
М., 1999. 312 с.
5.  Плешин И. Ю. Управление персоналом. СПб., 1995. 
386 с.
6.  Меерсон Ф. 3. Адаптационная медицина : концепция 
долговременной адаптации. М., 1993. 138 с.
7.  Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала. 
М., 1998. 495 с.
8.  Лазукин В. Ф. Развитие теоретических положений и 
обоснование рациональной системы профессиональ-
ной подготовки офицерских кадров в инженерных 
вузах ВВС : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 
2007. 40 с.
9.  Агаджанян Н. А. Адаптация и резервы организма. 
М., 1983. 176 с.
10. Современная  социологическая  теория  в  её  пре-
емственности  и  изменении  /  под  ред.  Г.  Беккер, 
А. Босков. М., 1961. 892 с.
11. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. 383 с.
12. Управление  персоналом  :  учебник    /  под  ред. 
Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М., 1998. 423 с.
13. Управление  организацией  :  учебник  /  под  ред. 
А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина, 
А. Я. Кибанова. М., 1999. 352 с.